Маэстро Мастранджело: «Зрителям будет не до театра после отмены карантина»

Сейчас «Мюзик-Холл» показывает свои лучшие работы предыдущих лет в режиме онлайн. © / Театр «Мюзик-Холл»

В Петербурге постепенно снимаются ограничения из-за коронавируса. Каким будет выход из карантина для театров? Насколько изменится жизнь творческих коллективов после пандемии? Об этом рассказал худрук Театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранжело.

   
   

Контакт со зрителями

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Фабио, как коллектив «Мюзик-Холла» и вы лично переживаете это непростое время?

Фабио Мастранджело: Ситуация крайне неординарная для всех, кого я знаю. Конечно, тяжело. Спектакли не идут, зрителей нет. Соответственно, нет и доходов от продажи билетов, аренды, когда мы предоставляем свою площадку другим коллективам. Отменились и все гастроли. Это серьезный удар по финансам - мы уже лишились примерно 60-70% бюджета. Но «Мюзик-Холл» - городской театр. Правительство Петербурга приняло решение поддержать творческие коллективы, в том числе частично компенсировать средства, потерянные из-за ограничений в период пандемии.

- Запреты, вызванные борьбой с коронавирусом, начинают постепенно снимать, однако уже ясно, что к полноценной работе театры вернутся не скоро. Как наверстать упущенное?

- Не думаю, что зрители после отмены карантина сразу пойдут в театр. Сегодня у людей много своих проблем, которые кризис только приумножил. На данный момент нам разрешили репетировать небольшими группами с соблюдением всех мер предосторожности. Это очень важно, поскольку необходимо запустить творческий процесс. Мы все очень соскучились по настоящей работе, непосредственному общению с публикой, дыханию зрительного зала.

Ведь в театре на первом месте - именно живое действо на сцене. Это та магия, если хотите чудо, которое является самым главным и для зрителя, и для артиста. Неслучайно уже сейчас начинают продавать абонементы с открытой датой, хотя все понимают, что реально спектакли вряд ли начнутся раньше осени.

Мы тоже предлагаем билеты на сентябрь, стараемся не отменять свои постановки. «Великий Гэтсби», «Звезду заказывали?», «Алиса в стране чудес» - все эти и другие мюзиклы остаются в афише, просто переносятся на более поздний срок.

   
   

- Мы с вами встречались еще до пандемии и говорили о театрах, вынужденных выживать в условиях рыночной экономики. Сейчас, после двух месяцев простоя, ситуация еще больше обострилась. Что может помочь творческим коллективам?

- Национальная культура - визитная карточка каждой страны, и ее надо поддерживать. Самой продержаться сложно. Другое дело, какую модель выбрать. Есть, например, американская. Там главный театр финансируется из госбюджета всего на 3%. Остальные зарабатывают сами или ищут спонсоров. Но надо иметь в виду, что в Америке традиции добровольных пожертвований развиваются уже несколько веков. Приняты законы, которые регулируют такие отношения. Меценатам это выгодно, так как они получают серьезные льготы при уплате налогов, что, в свою очередь, отражается на экономике в целом. Важен и моральный фактор. Благотворителей всячески чествуют, отмечают их заслуги.

- У нас другая система. Многие театры рассчитывают преимущественно на помощь из казны.

- Да, есть государственное задание, которое в большинстве случаев успешно выполняется. Уровень классической музыки, например, в России один из самых высоких в мире. На спектаклях можно увидеть представителей всех поколений, в том числе молодежь. Считаю, мы должны активнее работать, чтобы привлекать именно молодую аудиторию, бороться за интерес юных слушателей. И если бы я был министром культуры, даже в нынешней непростой ситуации выделил больше средств на популяризацию классики.

Но правда и то, что иногда финансируются работы, которые не всегда пользуются вниманием публики. В итоге постановки, на которые тратятся сотни тысяч, быстро уходят из репертуара. Поэтому неправильно, когда государство оплачивает все расходы, любой каприз. Театры, учреждения культуры должны и сами активно действовать, зарабатывать. У нас в «Мюзик-Холле» зал на 1500 мест, и его почти каждый вечер надо заполнять. Это сложно, поэтому полностью переходить на самоокупаемость в нынешних условиях нельзя. Нужно искать компромисс, вести активный диалог между всеми заинтересованными участниками.

Как найти «золотую середину»?

- Сильной стороной российского театра является репертуарная форма. Вы работали в Канаде, Франции, Италии. В чем наше преимущество перед зарубежными коллективами?

- Здесь опять же два подхода. Так, в Италии, которая по праву является оперным центром Европы, нет ни одного репертуарного театра. В известном на весь мир «Ла Скала» в начале года объявляют 10-12 спектаклей и показывают только их. Сначала одну оперу, причем 8-10 раз подряд, с небольшими перерывами, потом другую. Плюс такой системы, что с каждым разом спектакль становится все лучше, его качество растет. Минус - приезжают туристы, которые хотели бы увидеть «Травиату», «Риголетто», но не могут, потому что две недели идет другой спектакль.

- Зато в Петербурге в театр можно ходить каждый день и смотреть разные постановки.

- Вот именно! Людям это очень нравится. Многие мои знакомые, приезжающие из-за границы, не раз восторгались разнообразием репертуара в театрах города. «Борис Годунов», «Аида», прекрасные балеты - всю эту роскошь можно посмотреть, пока находишься в туристической поездке. Но надо быть объективным. Иногда такое обилие названий, громких имен не лучшим образом сказывается на классе постановок. Как говорят итальянцы: «Не все цветы - розы». Чтобы безупречно сыграть сложную музыку, надо много репетировать. Часто на это элементарно не хватает времени. Поэтому хотелось бы найти «золотую середину». Чтобы и афиша была насыщена постановками, и качество не страдало. Непросто, но возможно.

- Многие артисты уже строят планы на будущее. Большой популярностью в городе пользуется международный фестиваль «Опера - всем!», который проходит под вашим руководством. Состоится ли он в этом году?

- Сейчас мы показываем лучшие работы предыдущих лет в режиме онлайн. Например, 29 мая зрители могли увидеть «Мазепу» Чайковского, а 3 июня - «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Активно готовимся и к новым спектаклям, хотя понимаем, что многое будет зависеть от развития ситуации с коронавирусом. Фестиваль «Опера - всем!» всегда проходит на открытом воздухе, поэтому думаем, как соблюсти правила безопасности и выдержать социальную дистанцию. Планируем, что в этом году откроем программу «Борисом Годуновым» Мусоргского. Будет и «Волшебная флейта» Моцарта. Надеюсь, что фестиваль состоится, и традиция не нарушится.