О том, как выживать в новых условиях, рассказал генеральный директор Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский.
Рафаэль онлайн
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Михаил Борисович, наша страна отметила праздник Победы. Вы не раз говорили, что Эрмитаж в те годы тоже совершил подвиг...
Михаил Пиотровский: Да, наш музей показал способность культуры к сопротивлению. Это заключалось и в грамотной подготовке к эвакуации, когда удалось вывезти в безопасные районы тысячи предметов искусства. И в умении выжить, сохранить силы. Вспомним знаменитые бомбоубежища Эрмитажа, где спаслись сотни людей. При этом большой коллектив остался в Ленинграде и, несмотря на блокаду, активно работал. Кажется невероятным, но в голодном, замерзающем городе люди писали книги, защищали диссертации, отмечали юбилеи выдающихся поэтов Востока, в том числе Низами.
– Потрясающая история с пустыми рамами, когда экскурсии проводились без картин.
– Да, знаменитые полотна величайших мастеров были сняты и находились в запасниках. Но экскурсии продолжались. Сотрудники водили по пустым залам бойцов, отправляющихся на фронт, и перед зияющими рамами рассказывали о Леонардо, Тициане, Рубенсе. Накануне 75-летия Победы мы попытались воссоздать обстановку тех лет. Возродили висячие сады и блокадный огород, где академики выращивали овощи. Показываем и живописные работы, рассказывающие о музее той поры. Тогда жителям запрещалось фотографировать, поэтому прислали пять художников, чтобы запечатлеть Эрмитаж в военное лихолетье.
– Сегодня ваш музей тоже очутился в блокаде. Как в этих условиях строится работа?
– Осуществились две мечты. Музейщика – увидеть залы без посетителей, и желание публики – прийти в Эрмитаж без очередей и билета. Конечно, это шутка, но надо стараться и в новой реальности найти положительные стороны. Так, сегодня достаточно нажать кнопку на компьютере, чтобы очутиться перед «Мадонной» Рафаэля или загадочными полотнами импрессионистов. Люди со всей Земли этим активно пользуются.
С 17 марта, когда мы приостановили поток, наши программы в социальных сетях посмотрели уже свыше 26 миллионов человек. Многие пишут, что за эти полтора месяца узнали больше, чем за 30 лет посещений. Что воспринимают культуру как лекарство от кризиса. Это правильная позиция. В ответ мы подготовили целый цикл познавательных, нестандартных экскурсий, которые в режиме интерактива ведут известные специалисты.
Материал огромный, программа встреч публикуется ежедневно. Ведь в Эрмитаже 550 залов, и каждый заслуживает отдельного рассказа. Можно в чате задать вопросы – специалисты обязательно ответят. Также мы сняли фильмы, как работают наши знаменитые реставрационные мастерские. Показываем онлайн и запасники, хотим подарить зрителям радость открытия. Они что-то знали, но теперь есть возможность рассмотреть детали.
Постоянно обновляются и программы для детей, тоже очень насыщенные. Цель этой работы — чтобы люди, пройдя нынешние «университеты», затем вернулись в наши залы подготовленными, узнали много нового.
Ничего не отменяется!
– Вы говорили, что даже сейчас, когда большинство учреждений культуры закрыты и пытаются выжить, можно извлечь плюсы. Какие?
– Сейчас объединились с коллегами и обдумываем организацию международного марафона «Как использовать ценности культуры в период кризиса?». Он состоится летом. Свое мнение выскажут представители многих музеев мира, испытавших, что значит вынужденная изоляция.
Кстати, некоторые из них сокращают штат. Мы такую практику не поддерживаем. Стараемся, чтобы наши сотрудники были обеспечены работой.
У нас все заняты: ведут экскурсии онлайн, систематизируют методики, занимаются реставрацией ценностей. Еще одно подтверждение, что сегодня, как никогда, важны даже малые дела.
Параллельно многое предпринимаем и для технического обеспечения картин, в том числе создания современной системы климат-контроля. Цель – безупречное самочувствие наших коллекций. Говорят, нет ничего важнее здоровья людей. В музее нет ничего дороже коллекций, которые он хранит.
– У Эрмитажа в 2020-м были запланированы многочисленные выставки. Какова их судьба?
– Обязательно состоятся. В Амстердаме, Выборге, Омске, Казани… Готовим, например, потрясающую выставку церковных облачений. Покажем и «Железный век», где будем говорить о скифах, Европе. Это совместный проект Эрмитажа и наших немецких коллег. Собираемся открыть ее во время Культурного форума. Так что ничего не снимается.
Планируем, что уже летом или осенью заработает новый центр «Эрмитаж – Урал». Это наш подарок краю, который принял музей в годы войны.
Зарабатывайте сами?
– Не секрет, что из-за вынужденного простоя Эрмитаж лишился уже половины своего годового бюджета. Как компенсировать потерянные средства?
– Сейчас на эту тему ведем переговоры с Министерством культуры. Нас долго заставляли быть самоокупаемыми, увеличивать доходы. Наступило время, когда посетителей нет, а музей должен работать. Поэтому мы вынуждены перераспределять финансирование, чтобы обеспечить и повседневную жизнь, и развитие. Удивительно, но некоторые чиновники считают, что музеи и так продержатся, поэтому, мол, пусть зарабатывают сами. Но поддержка культуры – обязанность государства. Об этом говорит и поправка, которую мы предложили внести на голосование в Конституцию.
– Все мы мечтаем, чтобы коронавирус отступил и можно было, как раньше, ходить в Эрмитаж, театры, на выставки. Но недавно вы сказали, что прежней жизнь уже не будет. Что изменится?
– Сначала надо учитывать организационные моменты. Даже после снятия режима изоляции посетители смогут прийти не раньше, чем через 1-2 недели. Будет соблюдаться и расстояние: полтора метра друг от друга. Выстраиваем систему, как этого добиться в залах и в очереди на вход. Толпы быть не должно. Уже сегодня надо думать и о будущем, какие уроки извлечем из карантина, ведь ко многому мы оказались не готовы. Ясно одно: живого общения с картинами ничто не заменит. В одном из отзывов на нашем сайте я прочитал: «Как хочется постоять в очереди, пообщаться! А затем зайти в залы, увидеть все своими глазами». Надеюсь, это желание тысяч людей скоро исполнится.