aif.ru counter
328

Дворцовый банкет. Как устраивались трапезы в Зимнем дворце?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Петербург 13/11/2019 Сюжет Эрмитажу - 255!
«Высочайший обеденный стол в Грановитой палате». 1856.
«Высочайший обеденный стол в Грановитой палате». 1856. © / К. Е. Маковский / Public Domain

Устрицы и фонтаны для вина

XVIII век открылся в России реформами Петра I. Перемены затронули и светскую жизнь - придворный этикет, культура праздников и царских трапез отныне во многом были ориентированы на монаршие дворы Европы. Первый дворцовый банкет состоялся в царском зимнем доме в Петербурге по случаю свадьбы Петра и Екатерины в 1712 году. Яства подавали на блюдах из русского и европейского серебра, а напитки - в кубках необычного вида. Новшеством стали привезенные из Европы серебряные пуншевые чаши, фонтаны и холодильники для напитков.

Серебряный пладеменаж известного парижского ювелира Клода II Баллена, 1727 г. и меню одного из обедов на небольшое количество персон при Екатерине II.
Серебряный пладеменаж известного парижского ювелира Клода II Баллена, 1727 г. и меню одного из обедов на небольшое количество персон при Екатерине II. Фото: Фото предоставлено Государственным Эрмитажем

В петровское время на русских императорских столах появились роскошные настольные украшения - пладеменажи (на фото). Их вазы наполняли фруктами, в подсвечниках зажигались свечи, а на подносе мерцали устрицы, графины для вина, судки для специй. При российском дворе полюбились фаянсовые изделия из голландского Делфта - фарфор, считавшийся «белым золотом царей», в убранстве царских столов еще не использовался. Редкие предметы из драгоценного восточного фарфора выставлялись как украшение на полках буфетов.

В 1710 году в Мейсоне (Саксония) была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура, а в конце 1720-х годов европейские изделия появились и при русском дворе. У императрицы Анны Иоанновны имелась приличная коллекция европейского фарфора. Для нее в Зимний дворец был доставлен и первый сервиз Дома Романовых - венский, с гербом. В это время в русской культуре складывается и само понятие сервиза - как полного набора посуды на определенное количество персон.

Веселая Елисавет

В Европе в XVII веке была принята французская сервировка, когда все блюда выставлялись одновременно. В России такая мода появится при Елизавете Петровне. Во время царствования дочери Петра Великого за монаршим двором  утвердилась репутация одного из самых великолепных и роскошных в Европе. Придворные церемонии в это время выстраивались по примеру торжеств королевского дома Франции. При дворе «веселой Елисавет» застолья напоминали театрализованные действа, придумывались затейливые декорации. На десертных столах сказочно декорированные блюда соседствовали с украшениями из сахара, воска или папье-маше. На балконах устраивали музыкантов и зрителей.

В XVIII веке придворные банкеты были настоящими публичными зрелищами. Сама Елизавета Петровна, страстно увлеченная фарфором, строго следила за тем, чтобы посуда из «белого золота» включалась в сервировку парадных трапез.

В дворцовых сервизных кладовых царский фарфор охраняли гренадерские часовые.

В 1745 году в России появился первый фарфоровый парадный набор посуды. Им стал выполненный на Мейсенcкой мануфактуре «Андреевский сервиз», который императрица Елизавета получила в подарок от саксонского курфюрста Фридриха Августа II (он же король польский Август III). Предметы ансамбля были украшены изображениями креста ордена святого Андрея Первозванного - главного ордена российской империи. А в 1744 году в Петербурге, по указу Елизаветы, была основана «Невская порцелиновая мануфактура» (с 1765-го - «Императорский фарфоровый завод»), положившая начало фарфоровому делу в России.

Четыре тысячи гостей

В правление Екатерины II придворные трапезы и праздники, сохраняя прежнюю помпезность, приобретают черты европейской утонченности.

К середине XVIII века все главные торжества в Петербурге будут проходить в Зимнем дворце, возведенном в 1754-1762 годах по проекту Растрелли. В дни больших приемов и балов число приглашенных во дворец превышало четыре тысячи человек. Царские столы сервировались прославленными европейскими сервизами, которые демонстрировали вкус просвещенной хозяйки Зимнего дворца.

Сервиз рассчитан на 60 персон и включал более 700 предметов.
Сервиз рассчитан на 60 персон и включал более 700 предметов. Фото: Фото предоставлено Государственным Эрмитажем

В «Сервизе с камеями» (на фото), исполненном в 1778-1779 гг. на Севрской мануфактуре, наиболее ярко проявилась неординарная личность императрицы. Екатерина II, будучи страстным коллекционером резных камней, для своего фаворита князя Г. А. Потемкина заказала набор из 700 предметов.

Основным мотивом в декоре стали имитации камей, скопированные с античных оригиналов. Для работы отобрали 37 французских художников и пять позолотчиков. Результат превзошел все ожидания, но цена оказалась столь высокой, что вызвала споры между заказчиками и руководством мануфактуры. Французы утверждают, что выплаты за сервиз продолжались 20 лет, а последний взнос, поступивший в 1790-е годы, спас мануфактуру от ликвидации в лихие годы революции.

Праздничные обеды того времени отличались необычайным изобилием угощений, а причуды гастрономии требовали множество предметов сервировки. Именно для «Сервиза с камеями» были придуманы новые посудные формы. Например, чаша для мороженого, напоминающая античную вазу.

В екатерининскую эпоху фарфор, соперничая с золотом и серебром, постепенно занял главное место на императорских застольях. Также их украшали стеклянные кубки, бокалы, штофы, графины - для водки, рома, мадеры и вина. На стол ставились и графины-холодильники с отверстием для закладывания льда. Особые вчера Екатерины II в кругу избранных гостей проводились в Северном павильоне любимого ею Эрмитажа. Они также назывались «малыми эрмитажами». Беседы и развлечения сопровождались ужинами - угощения подавались при помощи подъемного стола, обычно накрытого на 6-15 персон.

Последний сервиз императора

При императоре Павле I редкие парадные трапезы строго регламентировались. Именно он создал традицию камерных обедов в кругу семьи и избранных гостей. Для сервировки этих изысканных обедов использовались банкетные посудные ансамбли на 8-14 персон. Со времени правления императора Александра I торжественные церемонии и вовсе сводятся к минимуму, необходимому для поддержания престижа власти. Высочайшие обеды стали более церемониальными и были сокращены до 50 минут. К слову, в 1810 годах начали применять так называемую русскую сервировку - более элегантную и удобную, когда в течение трапезы кушанья подавались по задуманной очередности. Ее используют во всем мире и по сей день.

С воцарением Николая I в Зимнем дворце вновь начали проходить балы и маскарады. Во время зимних балов в Помпейской галерее и садике банкеты проходили в шатрах, устроенных из зелени и цветов. В конце 1820-х годов в Россию приходит увлечение прошедшими эпохами, а в жизни Двора появляются так называемые исторические балы-маскарады.

Главные церемониальные трапезы в честь коронования монархов давались в Грановитой палате московского Кремля. По традиции в центре средневекового зала на постаменте демонстрировалась царская утварь из золота и серебра, императорские столы украшались старинным столовым серебром, ненадолго извлеченным из Оружейной палаты. Во время коронационных обедов использовался фарфор, украшенный изображениями российских двуглавых орлов. Такой сервиз был исполнен и ко дню восшествия на престол Николая I.

К застольям в Кремле всегда готовили красочные меню. Кстати, большинство эскизов для них в любимом этим императором русском стиле исполнены Виктором Васнецовым.

В правление Александра II и Александра III также проходили блестящие балы и приемы.

В Зимнем сезон этих придворных мероприятий открывался в начале нового года большим Николаевский балом, на который съезжались до пяти тысяч представителей высшего общества. В залах и галереях устраивались буфеты с шампанским, ужин начинался в полночь. Нередко блюда и напитки разносили красочно одетые арабы.

Последняя императорская чета, Николай II и Александра Федоровна, хотя и продолжала устраивать балы, но присутствовала на них настолько коротко, насколько было возможно. В 1905 году Николай с семьей переехал из Зимнего в Александровский дворец Царского Села. Для него был создан пурпуровый сервиз, который стал последним фарфоровым ансамблем, выполненным для трапез при русском Дворе.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество