aif.ru counter
Ольга Сальникова 156

Царские покои и их жильцы. Как Зимний дворец стал императорской резиденцией

Все материалы сюжета Эрмитажу - 255!

Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 годах, на протяжении полутора столетий считался главной императорской резиденцией. Будучи центром политической жизни страны, он одновременно являлся и местом проживания царской семьи в холодное время года.

Петр III с Екатериной II и сыном (Г.К Гроот, XVIII в.). Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова (И.Г. де Майр, 1796 г.)
Петр III с Екатериной II и сыном (Г.К Гроот, XVIII в.). Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова (И.Г. де Майр, 1796 г.) © / Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

О том, как были организованы императорские покои, рассказали в Эрмитажной Академии.

Первыми жильцами Зимнего дворца стали Петр III и его супруга Екатерина II. В дальнейшем интерьеры дворца преображались в соответствии с потребностями и вкусами сменявших друг друга царственных владельцев, изменялась внутренняя планировка различных частей здания, появлялись новые жилые пространства. Со временем личные апартаменты членов царской семьи начали устраивать и в других зданиях архитектурного комплекса, который в течение столетия складывался вокруг дворца.

До 1917 года Зимний оставался главной резиденцией российских монархов. Члены семьи Николая II стали его последними жильцами. Революционные события начала ХХ столетия и последовавшее превращение бывшей резиденции только в музей привели к тому, что отделка большинства жилых комнат была утрачена. Однако в собрании Эрмитажа находятся акварели ХIХ века и дореволюционные фотографии, позволяющие увидеть убранство личных апартаментов и представить обстановку, в которой протекала частная жизнь нескольких поколений императорской семьи.

Столовая великих князей

На втором этаже Зимнего дворца находится зал № 173, прежде выполнявший функции приемной или столовой.

Приёмная наследника цесаревича Александра Николаевича, XIX век. Акварель, Эдуард Гау, 1860-е.
Приёмная наследника цесаревича Александра Николаевича, XIX век. Акварель, Эдуард Гау, 1860-е. Фото: Сайт театра «Эрмитаж»/ Э.П. Гау

Комната входила в комплекс жилых покоев великих князей - будущих российских императоров Александра I, Николая I и Александра II. Убранство столовой создано в 1791 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги для великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Помещение было просто и элегантно меблировано. Императрица Екатерина II, желая окружить своего старшего внука вещами, которые настраивали бы его на будущее монарха, заказала итальянскому живописцу Джузеппе Кадесу две картины с назидательными эпизодами из жизни Александра Македонского. Позже, когда здесь жил цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), в комнате проходила такая важная часть подготовки великих князей к будущей военной службе, как «маневры». Для их проведения был заказан специальный стол, форма которого могла трансформироваться в зависимости от хода игры.

Сейчас о детстве и юности великих князей напоминают некоторые вещи, представленные в постоянной экспозиции зала. Например, в одной из витрин находится детский барабан Александра I, который ему подарила бабушка - императрица Екатерина II. Повзрослев, Александр переехал в другие покои Зимнего дворца, а в его прежние апартаменты поселили младшего брата - великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I). К тому времени великокняжеские покои получили статус мемориальных помещений и далее сохранялись в неизменном виде. 

Интерьер зала был выполнен в сдержанной сине-голубой гамме. Великий князь Николай Павлович вспоминал, что в его детстве из мебели стояли только античные позолоченные стулья, а два угла занимали громадные печи. Позже они фигурировали в переписке Николая I со старшим сыном - цесаревичем Александром Николаевичем, которому он рассказывал о ходе восстановительных работ в жилых комнатах после страшного пожара 1837 года, уничтожившего внутреннюю отделку Зимнего дворца. Восстановлением покоев занимался архитектор Александр Брюллов. Николай I лично контролировал работы, настаивая на максимально точном воспроизведении убранства комнат, в которых прошли его детские годы, а затем и детство старшего сына - будущего императора Александра II.

Несмотря на то, что после пожара во дворце существовала новая система воздушного отопления, для сохранения прежнего облика интерьера на месте действовавших ранее массивных угловых печей поставили их муляжи. Окна столовой выходят к Адмиралтейству. Сегодня за шторами скрыт огромный балкон, который раньше был одним из любимых мест времяпрепровождения в Зимнем дворце. В летние месяцы для защиты от дождя и солнца над балконом разбивали зеленую палатку, откуда члены императорской семьи наблюдали за ежедневным разводом дворцового караула и парадами.

Последним жильцом великокняжеских покоев стал император Александр II, занимавший апартаменты на втором этаже с детских лет вплоть до 1881 года, когда он скончался после покушения народовольцев. Комнаты сохранялись неприкосновенными до 1917 года. После Февральской революции здесь размещались члены Временного правительства, а в 1922-м бывшие великокняжеские покои вошли в состав так называемых «Исторических комнат», рассказывавших о жизни членов императорской семьи. Сегодня здесь размещается экспозиция «Культура России второй половины ХVIII века». Зал № 173 - один из немногих сохранившихся интерьеров Зимнего дворца, позволяющих составить представление об убранстве жилых комнат конца ХVIII столетия.

Садик императрицы

Зимний сад императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, стал одним из самых необычных интерьеров Зимнего дворца.

Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны (Акварель, Константин Ухтомский, 1860 г.) и портрет императрицы кисти Кристины Робертсон (1841 г.)
Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны (Акварель, Константин Ухтомский, 1860 г.) и портрет императрицы кисти Кристины Робертсон (1841 г.) Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Когда за окнами была зима, члены царской фамилии и их приближенные могли, не покидая резиденцию, отдыхать под сенью южных растений, наслаждаясь ароматом живых цветов, шумом фонтанов и пением птиц. Идея создания Зимнего сада, или, как его называли, «Цветника» или «Оранжереи», возникла еще до пожара 1837 года, но воплощена в жизнь была уже после восстановления дворца - в конце 30-х годов ХIХ столетия.

Архитектор Брюллов сумел в небольшом узком помещении устроить садик с гротом, фонтаном и множеством растений. Ему удалось избежать ощущения тесноты и иллюзорно раздвинуть границы зала. Современник императрицы, автор брошюры «Возобновление Зимнего дворца», литератор Александр Башуцкий так описывает это помещение: «Вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами, и достигаете площади этого прохладного цветника, вымощенной… мелкими кусками мрамора… Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот».

При оборудовании цветника была решена сложная техническая задача по устройству фонтана и созданию микроклимата, необходимого для жизни растений. Для этой цели в расположенной рядом проходной поставили котел, где нагревалась вода, подававшаяся по трубам в нижнюю часть оранжереи для ее обогрева. Комфортную температуру поддерживал и камин, стоявший на уровне второго этажа, в центральном простенке.

Оранжерея производила незабываемое впечатление на всех, кому довелось в ней побывать. Одна из современниц, рассказывая о посещении дворца, с восторгом вспоминала «зимний сад, где порхали птички на свободе с одной пальмы на другую, а в клетках кричали пестрые попугаи». Хозяйка этого оазиса - императрица Александра Федоровна - «в окружении… множества цветов сама напоминала небесный цветок, случайно проросший на земле…»

Помпейская (малая столовая)

Помпейская или, как ее еще называли Малая столовая, была наиболее ярким интерьером дворца, восстановленного после пожара 1837 года. В ее убранстве отразилась мода на увлечение наследием Помпей - античного города, погибшего при извержении вулкана Везувия в 79 году нашей эры.

Помпейская столовая и столешница от консольного стола.
Помпейская столовая и столешница от консольного стола. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Сохранившиеся под слоем пепла жилища со сложными яркими росписями и мозаиками были открыты в ходе археологических раскопок, начатых в середине ХVIII столетия.

В числе многих деятелей искусства, для которых Помпеи стали источником вдохновения, был архитектор Александр Брюллов. Он сам принимал участие в их раскопках и даже опубликовал исследование, посвященное помпейским термам. Свое восхищение искусством этого древнеримского города Брюллов и воплотил в отделке Малой столовой. Она находилась в северо-западной части Зимнего дворца, на половине императрицы Александры Федоровны - супруги Николая I, к ней вела светлая галерея, также оформленная в помпейском стиле.

Во дворце было три столовых, и место обеда царской семьи изо дня в день могло меняться, но Помпейскую столовую выделяли особо. В семье Николая I было принято садиться за стол около четырех часов дня - гораздо позже, чем в предыдущие царствования. Эта частная привычка императорской семьи стала в светском обществе своеобразным законом. Обычно обед проходил в узком кругу от двух до двенадцати человек. Однако члены семьи не всегда собирались вместе за столом, и зачастую Николай I и Александра Федоровна оставались обедать наедине. Императорская чета любила проводить время в необычном ярком и изящном интерьере Малой столовой, в котором Брюллов мастерски передал настроение и стилистику декора древнеримских вилл. Зодчий разбил стены на ярусы, разделенные бордюрами, и использовал присущую помпейским фрескам гамму белого, красного, синего и черного. 

Брюллова вдохновляла идея создания не только уникального, но и долговечного интерьера. Для декора стен он выбрал трудоемкую технику инкрустации искусственным мрамором по искусственному мрамору (скальоло): на медную доску накладывали искусственный камень выбранного цвета, потом прорезали его соответственно будущему рисунку и углубления заполняли искусственным материалом других цветов. Декоративные панно изготавливали в мастерской Терциани на протяжении нескольких лет. Отделка столовой просуществовала чуть более полувека и была демонтирована в конце ХIХ столетия при оформлении покоев к свадьбе будущего императора Николая II. На ее месте архитектор Красовский создал декорированную в духе второго рококо Белую столовую, дошедшую до наших дней.

Некоторые предметы убранства Помпейской столовой сохранились и представлены в экспозиции Эрмитажа. Так, в бывшем кабинете Николая II можно увидеть столешницу от консольного стола - единственный уцелевший от прежнего убранства предмет, выполненный в технике скальоло. Здесь же - предметы мебельного гарнитура, выполненные по проекту Брюллова в мастерской братьев Гамбс. Гарнитур состоял из стола, консоли, дивана, шестнадцати стульев, шести табуретов, ящика для дров, экрана и плевательницы. Сохранился и созданный по проекту Брюллова цветной паркет сложного геометрического рисунка, который после демонтажа из Помпейской столовой перенесли в Бильярдную Николая II (зал № 177), где его можно увидеть по сей день.

Кабинет Николая II

В 1895 году после свадьбы цесаревича великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) в северо-западной части Зимнего дворца была устроена «квартира» для молодой царской четы.

Кабинет Николая II (фото 1917 г.) и А.Ф. Керенский за рабочим столом бывшего царя.
Кабинет Николая II (фото 1917 г.) и А.Ф. Керенский за рабочим столом бывшего царя. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

В помещениях, где во второй трети ХIХ века находился садик императрицы Александры Федоровны (залы № 181 и 182), разместился кабинет ее правнука - последнего российского императора Николая II.

Отделка помещения не сохранилась до нашего времени, но снимки, сделанные фотографом Карлом Кубешем в 1917 году, позволяют увидеть интерьер. Он выполнен в модном в конце ХIХ века «готическом» духе по проекту архитектора Александра Красовского.

Кабинет был отделан дубом, обработка которого имитировала старое, потемневшее от времени дерево, напоминающее английскую готику. Окна драпированы шелковой тканью со сложным орнаментом в виде букетов цветов, перевязанных лентами. Потолок украшали две люстры из кованого железа. Мебель - типичная для эпохи модерна. Например, диван с низким сиденьем и высокой спинкой, завершенной полочкой, на которой расставлены вазочки, статуэтки, рамки с фотографиями. Кабинет относился к личным покоям императора - туда были вхожи только члены семьи и не допускались посторонние.

Зимними вечерами, вернувшись из театра, Николай Александрович и Александра Федоровна любили ужинать, расположившись перед огромным камином (сегодня зал № 181). Его топку обрамляли витые колонны, а верхнюю конусообразную часть украшали изображения родового герба Романовых - стоящего на задних лапах грифона с круглым щитом в одной лапе и мечом в другой. 

Тему родового гнезда поддерживали и многочисленные портреты членов императорской фамилии. Недалеко от камина, возле окна, располагался рабочий стол Николая II, за которым по утрам император занимался государственными делами. В перерывах между работой ему нравилось наблюдать за происходящим за окнами дворца, о чем делал записи в дневнике: «Утром читал. Смотрел на льдины, которые плыли сверху и налезали одна на другую, потому что им мешал мост». В теплое время года Николай I, предпочитавший проводить время на свежем воздухе, работал в кабинете с открытыми окнами.

В другой части кабинета (зал № 182) стояло фортепиано, за которым Николай и Александра музицировали, нередко вдвоем. Императрица была великолепной пианисткой, и совместное исполнение любимых произведений давало супругам ощущение особой эмоциональной близости. О таких волнующих моментах в своем дневнике император писал: «Играли в четыре руки… так трогательно». Семья последнего российского императора прожила в Зимнем дворце меньше десяти лет. В 1904 году, после рождения цесаревича Алексея, Николай II и Александра Федоровна с детьми переехали в Александровский дворец Царского Села. Кабинет Николая II стал последним жилым интерьером, находившимся в пространстве нынешних залов № 181 и 182. Он пострадал во время революционных событий 1917 года, но затем был восстановлен. Сегодня там можно увидеть предметы в «помпейском» стиле, распространенном в 1830-1840-х годах, из Помпейской столовой Зимнего дворца.

В тексте использованы фрагменты книг «Зимний дворец: очерки жизни императорской резиденции». Т. 1, Эрмитаж; Т. Л. Пашкова «Император Николай I и его семья в Зимнем дворце».




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?