Примерное время чтения: 9 минут
2449

Как попали в Зимний дворец сокровища, имеющие мировое значение?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 07/08/2019 Сюжет Эрмитажу - 255!
Составить стоимость экспонатов в рублях могут только эксперты, и для посетителей эта информация может быть закрытой. Однако доподлинно известно, что Большая императорская корона в 1865 году оценивалась в 823 976 рублей, Держава – 190 353 рубля.
Составить стоимость экспонатов в рублях могут только эксперты, и для посетителей эта информация может быть закрытой. Однако доподлинно известно, что Большая императорская корона в 1865 году оценивалась в 823 976 рублей, Держава – 190 353 рубля. / Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

Камея Гонзага

В высоту экспонат не более 16 см. Однако увидеть его приезжают почитатели прекрасного и ценители камней со всего света. Речь о камее Гонзага - самой знаменитой в мире.

По дворцу Мальмезон, резиденции Жозефины, в XIX веке камею также называли «камеей Мальмезон».
По дворцу Мальмезон, резиденции Жозефины, в XIX веке камею также называли «камеей Мальмезон». Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

У нее фантастическая история. Изготовленная в III в. до н. э. неизвестным мастером из Александрии, впервые она упомянута в 1542 г. в описании собрания герцогов Гонзага. Затем камея находилась в собственности Габсбургов, шведской короны, в Ватикане - библиотеке папы Пия VI - где ее и конфисковали оккупировавшие Рим французы. Таким образом шедевр оказался в руках жены Наполеона Жозефины Богарне. В 1814 году, вступив с войсками во Францию, Александр I нанес Жозефине визит и позаботился о ее безопасности. Растроганная дама в знак благодарности подарила драгоценность русскому монарху, а тот передал ее в Эрмитаж.

Так как никаких надписей и атрибутов на камее нет, в разные времена на ней видели изображение разных императоров. А уже в XX веке установили, что это парадный парный портрет египетских царей - супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой.

Особенность камеи в том, что сардоникс (разновидность агата), из которого она сделана, состоит из разноцветных слоев - от молочно-белого до темного. Верхний, использованный для изображения шлема, отполирован, например, до такой степени, что похож на металл. Сложно представить, сколько времени ушло на изготовление, ведь агат тверже стали. «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта - прекраснейшая в Европе», - писал о камее молодой Рубенс.

Бриллиантовая кладовая

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже петербургский ювелир Карл Фаберже был признан лучшим в мире, удостоен Золотой медали и ордена Почетного легиона. Эрмитаж обладает работой, которая принесла ему заслуженные награды.

Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира.
Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Это миниатюрная копия императорских регалий из четырех предметов. Мастер в точности воспроизвел Большую корону, державу и скипетр, в XVIII веке изготовленные для коронации Екатерины II, и Малую корону, созданную к бракосочетанию Александра I и Елизаветы. Все предметы выполнены в десятикратном уменьшении от оригинала и установлены на куске розового кварцита, вырезанного в виде колонны и украшенного серебряной гирляндой. На изготовление копии символов власти ювелир получил специальное разрешение Двора.

Количество драгоценных камней поражает. Большую корону украшают 1 083 бриллианта и 2 458 алмазов, малую - 180, державу - 64 бриллианта. И если в настоящем екатерининском скипетре сиял исторический алмаз «Орлов» весом 194,8 карата с необычной огранкой в виде индийской розы, то в уменьшенную копию вставлен бриллиант весом три карата, точно повторяющий грани «Орлова».

Кстати, копии царских регалий - только малая часть особо охраняемой коллекции. «Бриллиантовая кладовая» в Эрмитаже является настоящей галереей драгоценностей. Сегодня это одно из крупнейших собраний ювелирного искусства.

Малахитовый зал

Это единственный в мире образец оформления малахитом целого жилого помещения. Гостиную создал художник и академик Александр Брюллов (старший брат Карла Брюллова. - Ред.).

Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова. ( — Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839
«Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова». ( Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб, 1839) Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Колонны, камины и вазы облицованы в технике русской мозаики - малахитовые пластины толщиной несколько миллиметров накладывали на покрытую горячей мастикой форму из дерева. Узор разный - от «ленточного» на колоннах, до «мятого бархата». Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

В центре уникальный экспонат - малахитовая ваза, пережившая страшный пожар 1837 года. Кстати, именно последствия разбушевавшейся стихии невольно способствовали созданию зала. В 1835-м на уральских рудниках Демидовых обнаружили большое месторождение малахита. После пожара в Зимнем промышленники пожертвовали свыше двух тонн самоцветов на восстановление дворца. Этот роскошный подарок и натолкнул архитектора на мысль создать Малахитовую гостиную. У зала был особый статус: на «пограничном» пространстве, между парадными анфиладами и личными покоями, собирались перед церемониями и шествиями члены императорской семьи.

В 1917-м в этих стенах работал Керенский, а с июня по октябрь заседало Временное правительство. Здесь присутствовали министры в знаковую ночь с 24 на 25 октября. От залпа «Авроры» в Малахитовой гостиной треснуло стекло, члены правительства перешли в комнату рядом, где их и арестовали.

Сервиз с зеленой лягушкой

Легендарным является и столовый сервиз с зеленой лягушкой. В Эрмитаже он появился благодаря Северной войне. По ее итогам Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото».

Сервиз состоял из 944 предметов. Выполнен из фаянса, украшен 1222 топографически точными видами Англии, пейзажи не повторялись. Все предметы имеют живописный бордюр. Обеденной части - из дубовых веток, десертной – из ветвей плюща.
Сервиз состоял из 944 предметов. Выполнен из фаянса, украшен 1222 топографически точными видами Англии, пейзажи не повторялись. Все предметы имеют живописный бордюр. Обеденной части - из дубовых веток, десертной – из ветвей плюща. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Вскоре по приказу Екатерины II здесь начали возводить Кекерекексиненский дворец. Еще при закладке фундамента Екатерина II заказала в Англии столовый сервиз с изображением лягушки. Исполнителем выбрали компанию «Веджвуд и сыновья» - популярную на тот момент в Европе. Летом 1774 г. работа была закончена. Посуда обошлась казне в 14 600 рублей - по тем временам гигантская сумма. Для сравнения: архитектор Иван Старов за строительство Таврического дворца получил 9 600 рублей.

Чем же так примечателен сервиз Екатерины? С точки зрения современного обывателя пышностью и изысками он не отличается. Посуда выдержана в теплых тонах: оливково-коричневая роспись, изображения парков и дворцов и везде небольшая зеленая лягушка. Однако масштабы сервиза поражают даже по мировым меркам.

В нем 994 предмета, и рассчитан он на 52 персоны. Основную массу составляли тарелки всех размеров, множество супниц, салатниц, большие блюда для дичи, овальные - для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как предполагалась десертная сервировка, набор включал еще и креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы.

Кстати, последние представляли довольно сложную конструкцию из четырех фрагментов: сама форма, глубокая часть под мороженое, отдел для льда и крышка. Фарфор украшали английские пейзажи, причем каждый сюжет был уникален и не повторялся - всего использовали более 1 000 различных изображений. В росписи сервиза приняли участие около 30 художников, каждый из которых отвечал за свою часть декора. А вот всех лягушек рисовал один мастер.

Сегодня в Эрмитаже хранится бóльшая часть английского сервиза, отдельными экземплярами обладают также Петергоф и Коттедж. До наших дней удалось сохранить 700 предметов.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах