Моют под душем. Как в Филармонии восстанавливают 700 афиш военного времени

Процесс реставрации долгий и кропотливый. © / Елена Данилевич / АиФ

Масштабный проект совместно реализуют Санкт-Петербургский институт истории РАН и Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Он продлится три года и приурочен к 80-летию полного освобождения города от блокады и грядущему 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.    
   

Распались на части

Замысел родился год назад, когда при участии сотрудников института в Филармонии была организована уникальная выставка, посвящённая первому исполнению в Ленинграде 9 августа 1942 года знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича. Тогда и появилась идея реставрировать афиши, связанные с работой Филармонии как в осаждённом городе, так и в эвакуации в Новосибирске.

«В нашем институте есть реставрационная мастерская, специализирующаяся на возрождении памятников именно на бумажных носителях, – рассказала заместитель директора СПбИИ РАН Юлия Кантор. – А в Филармонии уже много лет хранятся сотни афиш военной поры. Это редкие свидетельства эпохи, о которых мало кто знает. Так пришло совместное решение их восстановить, оцифровать и сделать доступными как для науки, музеев, так и широкого круга пользователей».

«Афиши, которые мы получили, находятся в разном состоянии, – отметила художник-реставратор Елена Пахалова. – Они выпущены во время войны, а бумага тогда была непрочной, с повышенной кислотностью. Некоторые всё же сохранились неплохо, утраты небольшие, в основном разрывы по краям. Но есть и такие, которые распались на части, и их буквально приходится собирать по крупицам. Подбирать аналогичный материал по фактуре, цвету, толщине и бережно восстанавливать утраченные фрагменты. Для каждой выбирается свой план, работа идёт индивидуально».

Журналистам показали, как всё происходит на практике. Вначале, по словам научного сотрудника Елены Шепиловой, бумагу, на которой напечатана афиша, тщательно исследуют. Измеряют толщину, проверяют стойкость краски. Если она растекается, процесс переносят в вакуумную камеру. Следующий шаг – сухая чистка. Она проводится специальным пылесосом, щётками – смываются грязь, следы, которые отложились за десятилетия. Затем решается, нужны увлажнение, промывка или нет. Вопреки представлению, бумага хорошо держит воду и купания не боится. Если «да», афишу бережно опускают в специальную ванну и моют тёплым комфортным душем, что убирает кислотность. А чтобы не нарушить целостность раритета, сверху и снизу устанавливают мягкие защитные сетки. Следующий этап – ещё влажную афишу помещают между слоями сукна, картона и кладут под пресс. И хотя трудятся в мастерской преимущественно женщины, они со всей силы, до упора затягивают винты, чтобы в дальнейшем полотно не пошло пузырями.

Многие афиши выпущены во время войны, а бумага тогда была непрочной, с повышенной кислотностью. Фото: АиФ/ Елена Данилевич

Энергетика и память

Сейчас уже отреставрировано свыше 20 афиш, 15 программок и 1 пригласительный билет на премьеру Седьмой симфонии в Новосибирске в 1942 году. Но впереди ещё большая работа. Её первый этап завершится в июне текущего года. К этому времени предполагается отреставрировать 75 афиш, связанных с деятельностью Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского. Более пятидесяти лет он возглавлял этот творческий коллектив, был с ним в эвакуации в Новосибирске. Уезжая, все афиши артисты взяли с собой.

4 июня исполняется 120 лет со дня рождения Мравинского, и это ещё одно приношение к юбилею великого дирижёра и педагога.

   
   

В ходе второго этапа будут отреставрированы ещё около 200 афиш, показывающих подвиг музыкантов в блокадном городе. Эта работа посвящается 80-летию полного освобождения Ленинграда от вражеского нашествия. И на третьем этапе восстановят артефакты, рассказывающие о Филармонии после снятия осады.

Также в Институте истории РАН намерены реставрировать книгу учёта Филармонии блокадной поры. Это своеобразный «гроссбух», где, несмотря на голод и холод, от руки скрупулёзно записывали программу каждого концерта, фиксировали, сколько продано билетов, и т. д. Сегодня эти скупые строчки читаются со слезами на глазах…

«В этих афишах энергетика и память, мы хотим, чтобы о них знали, чтобы они сохранились для будущих поколений, – говорит заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской филармонии Павел Дмитриев. – На сайте Филармонии ко Дню Победы уже представлена первая виртуальная выставка, и экспозиция станет постоянно пополняться».

Всего будет отреставрировано свыше 700 афиш за период с января 1941-го по декабрь 1945 годов. Полностью работа завершится к маю 2025 года, 80-летию Великой Победы.