Примерное время чтения: 7 минут
436

Симфония грядущей Победы. Музыка Шостаковича прозвучит вновь через 80 лет

Roger Rössing / Commons.wikimedia.org

9 августа особая дата для Петербурга. В этот день в 1942-м году, в осажденном фашистами Ленинграде, в Большом зале филармонии  была исполнена легендарная Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.  Сегодня, 80 лет спустя, она снова прозвучит на берегах Невы. Знаковому событию будет посвящен и полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

«Сочиняю с адской скоростью»

 История  создания симфонии и её дальнейшего исполнения не знает аналогов в мировой музыке. По воспоминаниям учеников и друзей композитора к работе над этим произведением, в частности знаменитой «тёмной» темой первой части,  Шостакович приступил ещё до Великой Отечественной. Но  началась война и музыка отошла на второй план. Шостакович просит взять его на фронт и получает отказ. Тогда он записывается в народное ополчение. Копает траншеи на подступах к Ленинграду, вступает в пожарную команду и дежурит на крыше консерватории, чтобы гасить зажигательные бомбы. Известно его знаменитое фото 1941-го года -  в пожарной каске и комбинезоне. А в июле 1942-го «Fireman Shostakovich» появился на обложке журнала «Time»  - на фоне разрушенного и охваченного огнём пожаров  Ленинграда.

Поразительно, но бомбёжки и начавшаяся блокада только добавили сил.  «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться»,- писал он в эти дни своему другу Шебалину.  

О том, что работает над новой симфонией композитор рассказал и  при встрече с Михаилом Зощенко: «Работа продвигается и должно получиться хорошо». На вопрос писателя чему она посвящена, Шостакович ответил: «Пожалуй, точной темы нет. Но в общем тема военная, борьба, героизм советского народа…» На Зощенко эти слова произвели большое впечатление: «За тонкими чертами лица — мужество, сила и большая непреклонная воля».

«Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения,- рассказывал сам Шостакович в те трагические дни, выступая по ленинградскому радио. - Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Мы все сейчас несем свою боевую вахту. И работники культуры так же честно и самоотверженно выполняют свой долг, как и все другие граждане Ленинграда».

Нотную бумагу – на самолёте

 Но бомбёжки усиливались и 1-го октября композитор с семьёй были вывезены блокадного из Ленинграда. Сначала в Москву, а затем Куйбышев, где в конце декабря 1941-го и была закончена симфония. О том, какое значение ей придавалось говорит и такой эпизод. Дефицитную нотную бумагу для записи партитуры доставили как ценный груз на самолёте, специальным рейсом. 5-го марта 1942-го в Куйбышеве, где в то время находился в эвакуации оркестр Большого театра, состоялась триумфальная премьера. Её назвали Симфонией грядущей Победы. Затем в конце марта её исполнили в Москве, а чуть позже – Новосибирске.  Не мог сдержать эмоций, слушая пронзительную музыку Шостаковича и писатель Алексей Толстой.  

«Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова,- описывал он свои впечатления.-  Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре – смятение, хаос. Нет, человек сильнее стихии… Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев».

Огромным был и международный успех симфонии. Зарубежная премьера прошла летом 1942-го в Лондоне.   В  США и Англию фотопленку с отснятой партитурой доставили по воздуху спецбортом. Более того.  В Америке развернулась нешуточная борьба за право первого исполнения.  Спор решил сам Шостакович, который отдал предпочтение оркестру под управлением знаменитого Артуро Тосканини. Не желая сотрудничать с фашистами дирижёр покинул  родную Италию, что было близко и понятно Шостаковичу.

  

«Мы поняли, что проиграем»

Но главное, все ждали исполнения в Ленинграде.  Летом 1942-го, снова самолётом, доставили партитуру в осаждённый город. Премьеру назначили на 9-е августа. Дата была выбрана не случайно. В этот день фашисты планировали не только уже хозяйничать в Ленинграде, но и устроить банкет в якобы покорённом городе. Не вышло.

Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Но где найти музыкантов? В дни блокады  многие умерли от голода, играть могли лишь 15 ослабевших оркестрантов. В итоге для пополнения состава  пришлось отозвать музыкантов из военных частей, искать по госпиталям.

Чтобы симфония были исполнена сделали все возможное и невозможное и войска Ленинградского фронта.  Ещё за месяц до указанной даты командующий маршал Леонид Говоров поставил задачу - чтобы ни один вражеский снаряд не упал в Ленинграде во время концерта. Приказ выполнили. Все 80 минут божественной музыки, которую слушал весь город, наши артиллеристы вели беспощадный огонь по врагу - всего выпустили три тысячи снарядов по заранее разведанным немецким позициям. Операция так и называлась - «Шквал».

«Это была наша симфония», - сказал позже Говоров.

В день премьеры зал был битком, а в филармонии ярко горели все люстры.  Кстати, симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, так что её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Для них это стало полным шоком, ведь они считали, что город мёртвый…

Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Перекличка поколений

И 9-го августа 2022-го,  спустя 80 лет, Седьмая симфония прозвучит с новой силой.

В городе пройдут сразу несколько знаковых событий, посвященных легендарному концерту. В Большом зале филармонии в рамках проекта «Партитура памяти» (куратор – д.и.н. Юлия Кантор) откроется научная конференция и выставка, где собраны экспонаты Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и московского Музея музыки. Камертон, дирижёрская палочка Элиасберга, ленинградская партитура Шостаковича .

«Партитура впервые за почти 80 лет покинет стены нашего музея, куда Дмитрий Дмитриевич передал её в 1943 г. после исполнения в Самаре. Потом Седьмая симфония исполнялась уже по копиям», — подтвердил директор Музея музыки Михаил Брызгалов.

Ну а кульминацией станет концерт симфонического оркестра под управлением народного артиста Николая Алексеева.

А в 21.30 Седьмая симфония прозвучит на Стрелке Васильевского острова. Её исполнит   Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением   Юрия Башмета. Перекличка поколений, ведь всем музыкантам – от 17 до 22 лет. В концерте  примут участие и  ведущие российские актеры: Константин Хабенский, Светлана Крючкова, Андрей Кончаловский, Алексей Гуськов и другие.

Состоится и  уникальное световое шоу, где  будет задействовано 871 прожектор: символическая цифра для ленинградцев - по количеству блокадных дней. Почётными гостями станут ветераны Великой Отечественной, защитники и жители блокадного Ленинграда, труженики тыла. Приглашаются и все жители Санкт-Петербурга, вход свободный.  Седьмая симфония вновь объединит весь город.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах