Алексей Олиферук: «Многие ленинградцы говорят об очищении блокадой»

Телеканал «Россия 1 - Санкт-Петербург» 25 января в 10.05 мск представляет премьеру документального фильма «Блокадные фрески» петербургского журналиста Алексея Олиферука, который посвящён малоизученным страницам блокадной жизни. Авторы сделали акцент на повседневной, бытовой жизни ленинградцев. Работа магазинов, госпиталей, детских домов и заводов предстаёт глазами бывших ремесленников, санитарок, сандружинниц, ветеранов МПВО. О том, как создавался фильм, Алексей Олиферук рассказал нашему корреспонденту.

   
   

SPB.AIF.RU, Юлия Папенина: - Алексей, насколько я поняла, мысль о создании этого телепроекта была у вас уже давно, и в него вы включили множество интервью с жителями блокадного Ленинграда, которые вы брали ранее. Скажите, когда вы взяли первое интервью на эту тему? Сколько по времени создавался этот проект?

Алексей Олиферук: - Темой блокады я занимаюсь около 15 лет, в начале двухтысячных заинтересовался историей парка Победы на Московском проспекте, в итоге в 2002-м на канале «Россия» вышел получасовой документальный фильм «Первый кирпичный». В нём рассказывалось о судьбе кирпичного завода, в печах которого во время блокады были кремированы тела тысяч ленинградцев. Интервью, использованные для «Блокадных фресок», записывались в течение двух последних лет. Мы понимали, что нужно спешить - сегодня ещё можно встретить бывших ремесленников, служащих МПВО, пожарных и медсестёр, но пласт ленинградцев, не только переживавших ужасы блокады, но и принимавших активное участие в обороне города, стремительно тает.

- Есть ли в вашем проекте какая-то перекличка с «Блокадной книгой» Даниила Гранина и Алеся Адамовича?

- Сегодня авторы исследований и фильмов, посвящённых блокаде, сталкиваются с непростой морально-этической проблемой. Можно ли относиться к воспоминаниям людей, которым уже хорошо за 80, а иногда и за 90 лет, как к абсолютной правде? Одним свойственно концентрироваться на ужасах блокадной жизни, другие делают акцент исключительно на героизме. Мы часто сталкивались с тем, что блокадники могут не помнить событий последних дней, но чрезвычайно подробно описывают ситуации декабря 1941 года. Иногда они приводят детали, которые просто невозможно выдумать. На что пришлось выменять фамильные ценности? Как пытались похоронить ближайших родственников? Из таких подробностей, собственно и сложены «Фрески».

- Как вы находили героев для интервью? Кто эти люди?

- Поиск героев на первом этапе шёл через ветеранские организации, но дальше мы отказались от такого подхода. Пришло понимание, что есть категория блокадников, не заинтересованная в интервью, вспоминать тяжело, особенно когда история выживания связана с чередой потерь близких людей. Среди наших героев были такие, кто оставался к весне 1942 года один в коммунальной квартире, при том что в начале войны семья включала до 10 человек. Помню одного персонажа Александра Максимова, который долго рассказывал о столе в гостиной, на который они каждую неделю выкладывали нового покойника.

   
   

Роль страданий

- Работая над проектом, общаясь с людьми, узнавая истории жизни, что вас больше всего поразило?

- В общении с блокадниками часто поражает одна деталь, которая на первый взгляд может показаться достаточно несущественной. После часового интервью старые ленинградцы обязательно пригласят на чай и могут серьёзно обидеться, если вы откажетесь. Им важно угостить человека, и вот, начинаешь думать, что ведь угощает человек, который знает, что такое голод, что такое истинная цена хлеба и от какой, на взгляд современника, мелочи, может зависеть жизнь.

- Приведите примеры того, что ещё осталось малоизученным в истории жизни блокадного города?

- Блокаде посвящены сотни книг, десятки кинофильмов, но ощущение недосказанности остаётся. Может быть, дело в невероятной длительности осады города, сформировавшей особый блокадный мир. Я далёк от того, чтобы считать этот мир привлекательным, но вот загадка - многие ленинградцы говорят об очищении блокадой. Эта тема заставляет задуматься о роли страданий в жизни человека.

Великая ленинградская жертва

- Лично для вас, Ленинград - это «город-герой или город мученик»? И надо ли применительно к данной ситуации искать однозначное определение?

- В дилемме «город-герой или город-мученик» не нужно искать одного верного полюса. Найдутся люди, которые скажут, да какой там героизм, медленно вымирали от голода и всё, и точно так же другие будут утверждать, блокада - это сплошное преодоление во имя Победы. Было и то и другое. Была великая ленинградская жертва, сделавшая блокаду смысловым центром городской истории XX века.

- Как вы оцениваете подготовку нынешнего Петербурга к памятной дате 27 января 2014 года, когда исполнится 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Насколько точной вам кажется эта формулировка?

- Как город встретит юбилей? Надеюсь, что достойно. Официальная формулировка праздника, с точки зрения русского языка, звучит, конечно, тяжеловато, но слово «Освобождение» заменило «Снятие» вполне обоснованно. Важнее, чтобы при очередной смене поколений и при вымывании слоя настоящих ленинградцев мы не забыли, чем наш город важен для страны и мира.