Выставка Александра Флоренского «Петербургская азбука» встречает пассажиров, прибывающих в Петербург через новый терминал аэропорта «Пулково». Тридцать три картины на все буквы алфавита вошли и в книгу художника.
Азбучные истины
АиФ-Петербург: - Александр, вы создали путеводитель по городу «от Флоренского». Но ведь Петербург рисовали столько поколений художников! Как удалось не впасть в «азбучные истины»?
- Прежде всего, я выбирал места, дорогие сердцу. К примеру, вид с балкона моей квартиры на улицу Правды. А благодаря алфавитной системе даже сделал для себя открытия в петербургской теме. Так, самой интересной буквой оказался «твёрдый знак». Для иллюстрации нарисовал Подьяческую улицу, имеющуюся у нас даже в двух экземплярах - Большая и Малая. Раньше название писалось через твёрдый знак.
А потом доказали, что поскольку корень слова «дьяк», то надо писать через мягкий. Я всю эту историю написал прямо на картине.
АиФ-Петербург: - Можно считать, что «Петербургская азбука» - это ваш «гимн великому городу»?
- Гимн - слишком пафосно, на моих картинах ведь изображены трубы котельных, блошиный рынок у станции Удельная, «хрущёвки», бездомные собаки и кошки, даже сортир. Эрмитаж тоже есть, как и Ростральные колонны, Исаакиевский собор… Конечно, кому нравится арбуз, а кому - свиной хрящик, а мне всё одинаково симпатично в родном городе, так что в определённом смысле - да, это мой гимн.
АиФ-Петербург: - Ваши рисунки отличаются от классических изображений города, они напоминают детские. В такой манере чувствуете себя свободнее?
- Классический подход - не для меня. Ещё в Мухинском училище преподаватель доверительно сказал: «Постановочные рисунки у тебя не получаются. Дам хороший совет. Никогда их никому не показывай. И всё будет нормально». Я последовал совету, нашёл свою манеру, а если она похожа на детскую, то и слава Богу!
АиФ-Петербург: - Книжка «Петербургская азбука» - уже третья в вашей серии после «Иерусалимской азбуки» и «Тбилисской». Продолжение следует?
- Есть два заказа из посконно-русских городов Пскова и Воронежа. У меня многое связано со Псковом, там живут друзья. Денег, правда, не дают, но я обещал книгу, и - сделаю, ради любви. А Воронеж знаю плохо, но и там есть друзья.
А всё остальное - по вдохновению, принимаются заказы. Может, кто-то очень любит Венецию?
Стратегия - неучастие
АиФ-Петербург: - Когда-то вы были одним из главных митьков, входили в «политбюро». Но тот, кто и придумал это «движение» - Владимир Шинкарёв, - уже несколько лет назад выпустил книгу «Конец митьков». Он утверждает, что объединение художников и существовало-то всего лет пять. А вот Дмитрий Шагин не сдаётся, причислил к митькам супругу и дочерей, собирается снимать документальный фильм к 30-летию митьков. Будете участвовать?
- Мите Шагину я не судья, а про фильм первый раз слышу. С Шагиным общих проектов иметь не могу. Мне стыдно за всё, что он делает. Мне всё это кажется очень дурновкусным. Заведомо знаю, что будет нехорошо, неправильно, не так, как я думаю, поэтому лучшая стратегия - неучастие.
Хотел бы закрыть тему цитатой из «Приключений Тома Соейра». Там есть эпизод, когда Тома должен высечь учитель. Марк Твен пишет: «Опустим завесу жалости над этой сценой».
На, а вспоминая митьковскую молодость - начало 90-х, могу ручаться, что веселее времени в моей жизни не было.
Я, как и все, выпивал, был оптимистичным и совершенно счастливым. Потом, наоборот, стал трезвым и мрачным. Даже не курю!
Смотрите также:
- Виктория Платова: «Обожаю неудачников, которым есть, куда расти» →
- Цвет борьбы. «Мрачные картины» Владимира Шинкарева →
- «Хранители»: Ницше-комикс →