На днях отметил 60-летие известный петербургский художник и писатель Владимир Шинкарёв. Именно он ещё в 1985 году написал книгу «Митьки», чем положил начало целому молодёжному движению. К юбилею Шинкарёв открыл свою выставку живописи «Мрачные картины».
Ностальгия по бифштексу?
Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Сейчас многие чувствуют ностальгию по советским временам, а вы? Вы ведь именно в то время закончили институт, работали, писали в кочегарке «Митьков», рисовали, стали известным.
Владимир Шинкарёв: - Не знаю, правильно ли обозначать все приятные воспоминания ностальгией. Например: «Вчера я съел бифштекс и теперь испытываю по нему ностальгию». Естественно, в жизни бывает много приятного, да и неприятного тоже - и всё это ценный опыт, как в песне поётся: «…любое время года надо благодарно принимать». Возможно, неблагоприятные обстоятельства дают человеку более ценный опыт, а для кого-то полезнее благоприятные обстоятельства… Примерно так рассуждала некогда митьковская философия.
- А если без философии: сейчас пробиться молодому художнику или писателю труднее, чем в советское время?
- Пробиться молодому художнику и писателю всегда нелегко, впрочем, все по-разному понимают значение термина «пробиться». Много денег получить, как Никас Сафронов? Или навсегда остаться в культуре, как безымянные (и нищие) средневековые иконописцы? Пробиться к деньгам, к людям, к мейнстриму современного искусства - значит двигаться в разных направлениях, и всё это - не главное, что должно побуждать к деятельности молодого художника.
- В нашем обществе есть тенденция не ценить хорошее. В некоторых кругах даже Победу и блокаду принижают. Если и это уничтожить, что же останется?
И меня вычеркнет…
- Вам принадлежит фраза: «Митьки никого не хотят победить». Вы по-прежнему считаете любую борьбу «безвкусной»?
- Каждый человек всю жизнь борется за всё хорошее против всего плохого, понимая под этим весьма разные вещи. Даже очень ленивые и нелюбопытные люди борются, но разве борьба всегда направлена вовне? Бороться за всё хорошее всю жизнь следует, прежде всего, внутри себя.
Реальный мир
- Почему ваша выставка называется «Мрачные картины»?
- «Мрачные картины» - название провокационное, с тем, чтобы всякий зритель, посмотрев, сказал: и вовсе они не мрачные. «Мрачность» - это не депрессия, не упадок, это, может, цвет той самой борьбы. Да, неяркий колорит, прямо скажем - серенькие картины. Как у меня написано: «…Это цвет сопротивления современности, которая ассоциируется с ярким анилиновым цветом реклам, этот цвет заляпал тонкие, гармоничные цвета реального мира, - и реальный мир теперь пристойнее изображать более сдержанным».
- Когда-то вы и себя называли «мрачным сволочугой». Тоже с целью провокации?
- Нет, минуточку, это не я себя называл «мрачным сволочугой», это у меня в художественном тексте персонаж Шагин так называет персонажа Шинкарёва. А так-то я - чем дальше, тем больше: очень жизнерадостный человек, несмотря или благодаря своей автоиронии.
Смотрите также:
Снимок петербургского фотографа Мурбо Даглдияна оказался на заставке американского сериала «Настоящий детектив». Подробнее →