В театре - как в жизни. Лев Додин отмечает 70-летний юбилей

Татьяна ШВЕЦОВА / АиФ-Петербург

«Как бы ни доказывали, что духовность умерла и все одинаково жаждут только денег или пьют водку, это не так. Люди думают о жизни очень серьёзно», - уверен знаменитый режиссёр Лев Додин.

   
   

14 мая у художественного руководителя МДТ - театра Европы Льва Додина - юбилей. Незадолго да этого его театр получил очередную «Золотую маску». Премия присуждена за спектакль «Коварство и любовь» в режиссуре Льва Абрамовича. Сейчас постановку видят во Франции, где театр гастролирует. Впрочем, в любой стране мастер ещё и работает с артистами над новым материалом. 

И свой юбилей встретит, не почивая на лаврах, а трудясь. Лев Абрамович неоднократно давал интервью «АиФ-Петербург», и - что самое интересное - его высказывания не теряют актуальности. 

Не догонишь, а испачкаешься…

Лев Додин: - Я понимаю, что на фоне происходящих в стране событий все театральные подробности ничтожны, но вспоминается такой эпизод. В одной из пьес о революции матросы вызывают врача к раненному на улице товарищу. Врач говорит: «Я специалист по женским болезням». Ему отвечают: «Доктор, сейчас все болезни общие». Я думаю, что у нас тоже. 

Вот мы долго говорили о влиянии попсы на культуру, и мне кажется, что попса уже почти уничтожила культуру. И не только в России. Я был на Авиньонском фестивале и увидел, как европейские театры, пытаясь использовать язык массмедиа, телевидения и поп-культуры, перестают быть серьёзными и, на мой взгляд, становятся просто анекдотическим явлением.

Всегда в борьбе с чем-то надо сохранять свои особенности, а не пытаться использовать чужие, чтобы, так сказать, задрав штаны, догнать комсомол. Всё равно комсомол не догонишь, а испачкаешься…
Театра как некоего художественного, человеческого конгломерата, который развивается по внутренним законам, становится в мире всё меньше. В Европе такого театра уже очень мало, всё побеждает американская модель разовой кампании. Хотя в Европе очень не любят такие сравнения. Эта идея становится всё больше популярной и в России, потому что мы удивительно умеем перенимать всё худшее, не умея брать хоть что-нибудь хорошее. 

Узкий взгляд

- Когда читаешь классику, к примеру, Чехова, возникает ощущение, что его пьесы обо мне и об окружающих. Причём чем люди лучше, тем труднее складываются судьбы. Думаю, что замечательные и трагично живущие люди есть всегда, как бы авторы современной «новой драмы» ни доказывали, что духовность умерла, и все одинаково жаждут только денег или пьют. Это не так, даже те, кто хлещет водку, иногда думают о жизни, и очень серьёзно.     
   

Я достаточно пессимистически смотрю на то, что происходит с человеком и человечеством. Но это совсем не значит, что я не люблю человека и не могу ему сострадать. 

В жизни много мрачного и трудно постигаемого, но в основном об этом пишут авторы, которые не очень любят других. Хотя есть много искренних произведений, однако драматурги узко смотрят на вещи, видят только то, что рядом, то есть плохое, ужасное. Не думаю, что та жизнь, которую наблюдали великие, была намного краше, разве что чуточку другие были ужасы. Но они видели за ними боль человеческой души. Возможно, чтобы осознать это, нужно какое-то время, всё-таки Толстой написал «Войну и мир» спустя почти столетие после 1812 года. 

Непривычные лица

- Петербург называют культурной столицей. Однако в то же время есть мнение, что и у нас интеллигентных людей становится меньше. А я убедился, что мы просто их «не узнаём»: сегодняшние молодые не похожи на наше устоявшееся представление. Как-то на спектакле «Дядя Ваня» я увидел в зале несколько парней, странно подстриженных и одетых. До самого начала спектакля они разговаривали по мобильным телефонам, слали кому-то эсэмэски. Но спектакль смотрели внимательно. И всё же я подумал, что после антракта они уйдут. Остались. И горячо аплодировали.

То, что лица - непривычные, не значит, что у молодых нет тяги к серьёзному, что они не способны испытывать чувства. Ещё как способны, но мы не всегда даём им возможность что-то испытать. И даже забираем эту возможность. 

Я вот редко смотрю телевизор, но как-то включил, и меня поразило, насколько же «советское» наше телевидение! От старых, фальшивых фильмов до новых, которые снимаются в советской эстетике и похожи на пародию. Так мало искреннего, душевного, человечного. 

Кстати, испытал это же чувство и совсем на другом примере. Нам обещано новое здание театра. Мечтается, как ни вызывающе звучит, создать в нём образцовый художественно-драматический театр XXI века. Оно должно быть не похожим на офисное здание, на вокзал или торговый центр. Но архитекторы предлагают огромные пустые пространства, стеклянные стены, мраморные лестницы. Это не имеет отношения к театру. Кстати, за границей тоже такого много: архитектурные эффекты сильные, а вот чтобы это было для человека - тому мало примеров. 

Смотрите также: