Примерное время чтения: 6 минут
682

Григорий Козлов: «Любуюсь людьми, которые сохраняют честь и достоинство»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты- Петербург 13/05/2015

- Я любуюсь людьми, которые в самых трудных обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, - признаётся режиссёр Григорий Козлов, художественный руководитель театра «Мастерская», который за неполных пять лет существования стал одним из самых популярных в городе. - Такие герои есть и в отечественной литературе, и в жизни.

Разбередить душу

АиФ-Петербург: - Григорий Михайлович, у вашего театра есть один «серьёзный» недостаток - уж очень далеко от центра он расположен, добираться трудно! Тем более показательно, что на спектаклях - аншлаги. Значит, не так уж неразборчива и испорчена развлекательным телевидением наша публика, если стремится на спектакли по произведениям Достоевского, Островского, Булгакова, Шолохова?

- Людей не пугает даже то, что спектакль «Тихий Дон» идёт почти восемь часов. Начинается он в два часа дня, а заканчивается в десять вечера. При этом многие смотрели его по два-три раза, а есть такие, которые - и по восемь. У нас и «Братья Карамазовы» идут четыре с половиной часа. Публика в зале разного возраста, но молодых очень много. В Интернете они пишут рецензии, делятся мыслями о спектаклях и о жизни. 

АиФ-Петербург: - Я тоже читала многочисленные отзывы. Тут понимаешь, насколько мощно театр способен разбередить душу, поставить жизненно важные вопросы, дать толчок к познанию. 

- Не люблю говорить высоким слогом, но театр, действительно, даёт познание другого мира, через который ты проверяешь окружающую реальность. Ведь от века к веку очень мало что меняется, все времена похожи. Вот мы занимались «Тихим Доном» и «Днями Турбиных» - так много аналогий с современностью! Причём когда ставили «Турбиных», ещё не произошло последних событий на Украине. Поэтому для нас и публики «петлюровцы, гетман» - всё это казалось в далёком прошлом и не воспринималось серьёзно. А теперь в зале стоит тишина, тема Гражданской войны стала близкой. Как и тема Алексея Турбина, который не хочет, чтобы лилась кровь.

АиФ-Петербург: - Может быть, возвращаются времена, когда зрители будут искать в спектаклях политические подтексты?

- Такое было во времена цензуры, а мы никакой цензуре не подвергаемся. Насчёт же политики, критики государства, то в каждой стране свои проблемы. Наши соотечественники, переехавшие в Америку, Германию, Израиль, так же ругают «местные» власти, как дома ругали свои. 

Интересно, что знаменитый греческий философ Платон ещё в IV веке до нашей эры утверждал, что и демократия - не самое лучшее устройство общества. Человек ведь несовершенен, а толпа подвержена ложным мнениям. Как писал Платон, «разнузданность они называют свободой, распутство - великолепием, наглость - просвещённостью…» Платон мечтал об идеальном государстве, в котором торжествует справедливость. И верил, что это возможно. 

Человек же по своей природе настроен критически, а надо удовольствие получать даже от тяжёлой жизни. Нам в театре повезло - мы высказываемся спектаклями. В общении, в работе нужно искать гармонию, иначе жить невозможно.

Ленин на сцене

АиФ-Петербург: - Ваш театр предпочитает классику, а почему не берёте пьесы современных драматургов?

- Будет идея - будут и современные пьесы. Кстати, наши режиссёры сами проявляют активность. Роман Габриа долго собирал материал для спектакля «Любовь и Ленин», в котором действуют Владимир Ильич, Надежда Крупская и Инесса Арманд. Такое вот исследование. Выпуск «сцен из эмигрантской жизни» планируем в июне. 

АиФ-Петербург: - Давненько на петербургской сцене не было Ленина! Думаю, спектакль привлечёт внимание. И всё-таки театры, делающие ставку на «современное искусство», действуют гораздо более эпатажно и вызывающе, чем «Мастерская». А ведь скандалы в наше время приносят известность?

- Театры должны быть разными. Важно спокойно ко всему относиться, никакие, даже самые эпатажные спектакли не закрывать и не обрезать. Мне лично пока больше комфортно в том, в чём давно живу, - в классике.

АиФ-Петербург: - А помогло вам это погружение в классику разобраться в человеческой натуре? 

- Мы можем понять, чем человек живёт, во что верит, чем дышит, какая среда его окружает, но этого недостаточно. Кажется, что вот уж по поступкам можно человека понять, но и тут нетрудно ошибиться. 
Важно в любых ситуациях сохранить в себе любовь и оправдание человека.

Но в жизни происходит странное: люди не живут, а ругаются. Призываю всех: «У нас же одна жизнь, будем жить вечным, меньше ссориться, а больше осмыслять. Если мы сами станем лучше, то и мир изменится к лучшему». 

АиФ-Петербург: - Мне даже кажется, что любовь и доброта помогают сохранять молодость. И - талант.

- Мне давно запала в душу фраза писателя Юрия Трифонова: «Когда иссякает доброта, исчезает талант». 

Товарищество уходит?

АиФ-Петербург: - В сентябре вашему театру исполнится пять лет. Вспоминаю об этом ещё и потому, что в современных условиях создание нового театра кажется невозможным. Вам тогда повезло?

- В этом процессе участвовали знаменитые артисты, депутаты, критики, Союз театральных деятелей. Тогда все объединились, все подписали письмо к руководству города. 

АиФ-Петербург: - А недавно вы сказали, что атмосфера товарищества, содружества уходит из нашей жизни.

- Раньше жизнь была более размеренная, а теперь все спешат, ни у кого нет времени на общение. Мир стал более стремительным, информативным, мы и отдыхаем индивидуально, «по заграницам», а когда-то люди свободных профессий собирались в своих домах творчества. Приобретая, мы что-то теряем, а теряя - приобретаем. Это закон. 

Человеческий идеализм уменьшается, но хочется верить, что не окончательно, просто всё идёт по спирали. 
Меня жизнь продолжает завораживать: как люди остаются людьми в самых трудных обстоятельствах? Они понимают несправедливость мира, но живут, в основном, достойно. Я такими людьми любуюсь.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах