Могу поджечь фитиль! Юрий Гальцев - о юморе, жестокости и «хозяевах жизни»

- Всё самое интересное идёт из Санкт-Петербурга - рок, театр, авангард. Потом новинки «раскупает» Москва, далее они разлетаются по всей России, - считает Юрий Гальцев, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра эстрады им. Райкина.

   
   

АиФ-Петербург: - Мы с вами беседуем накануне дня рождения города. А какой он для вас - Петербург? Вы ведь родились в Сибири.

- Петербург для меня - родной город. Когда 33 года назад сюда приехал, сердце сразу ёкнуло - моё. Как любовь с первого взгляда. Когда учился в Театральном институте, в Эрмитаж ходил через день. Всё самое важное в жизни произошло именно здесь. Причём много знаковых совпадений было с самого начала. Например, первая моя коммуналка находилась на улице Рубинштейна, 23. Ничего особенного, если не знать, что в одной из квартир жил и великий Райкин. В Театральном институте нам преподавал сын Зощенко. За эти годы я познакомился со столькими удивительными людьми, столкнулся с такими судьбами, что дух захватывает. 

Пахать надо!

АиФ-Петербург: - Но у города есть и непарадная сторона: разрушенные дома, хамство, вандализм.

- Поражаюсь, откуда в людях столько агрессии, неприкрытой жестокости. Наша семья до сих пор не может прийти в себя от шока: от разбросанной кем-то отравы погибла наша любимица - лабрадор Чара. Ей было десять лет. Причём яд подсыпали такой силы, что, по словам врача, достаточно было его просто понюхать… Вместе с ней умерли ещё семь собак, оказавшихся тогда в Никольском сквере. А ведь там гуляли и дети. Выход вижу один: надо отбросить равнодушие и бороться. 

И не только с догхантерами. Не проходить мимо, когда ломают лифты, уродуют мазнёй стены, гоняют на автохламе. Недавно еду, а из машины рядом прямо на дорогу выбросили пивную бутылку. Не выдержал и прижал наглецов. Остановились. Вежливо попросил убрать. Они заартачились, но из другого «джипа» тоже вышел водитель, видевший это безобразие. Те притихли и всё убрали.

АиФ-Петербург: - Вы приехали из Кургана. И на свой курс в Академии театрального искусства, говорят, набираете сплошь иногородних абитуриентов. Это принципиальная позиция? 

   
   

- Да, у меня питерцев учится немного. Почему? Потому что студентам из других городов значительно тяжелее, чем домашним детям. Им постоянно приходится что-то доказывать, пробиваться. А когда человек проходит через испытания, трудности в обучении, он и потом востребован. Вообще, я обожаю молодёжь, свой курс. Рад, что на спектакли, где играют ребята, нет билетов. И как наседка, которая должна высидеть цыплят, хочу отдать им всё, чему научили меня. Рассказываю, что юмор должен быть добрым, а не злым. Что нельзя оскорблять, обижать людей. Что слово - это страшное оружие. Не надо доставать дубинку, можно и словом огреть так, что получишь разрыв сердца. Выхожу вместе с ними на сцену, как выходил Ефремов, как это делают Табаков, Ширвиндт. Но и они должны пахать. 

У меня в театре «Буфф» за три года не было ни одного выходного, гастроли - по 4 месяца. И это считаю нормальным. Если нет - превратишься в Обломова, лежащего на диване. Я могу подправить, пнуть, поджечь фитиль, но выстрелить должны они. Иначе ничего не получится. 

АиФ-Петербург: - Говорите о добром юморе, высоком искусстве, но самыми популярными оказываются передачи с низкопробными шутками  ниже пояса. Кстати, вы и сам в них участвуете. 

- Намекаете на «Аншлаг»? Мы все вышли оттуда, как из гоголевской «Шинели», но в конце 90-х это был фейерверк! Выступления собирали стадионы. На Алтае, когда приехали к Мише Евдокимову, на концерт пришли 20 тысяч человек. Сейчас всё изменилось, в передаче много вымученности, самодеятельности, а некоторые герои могут веселить только своих авторов, а не публику в зале. А вот ребята из «Комеди Клаб» мне нравятся. В жизни это - образованные, интеллигентные люди, прекрасные рассказчики. Да и в творчестве грань они переступают редко. Над многими их шутками умираю до слёз. Другое дело, что сегодня во многих спектаклях даже именитых театров звучит мат, прыгают голые актёры. Моя позиция: если есть что показать - пожалуйста. Но не тогда, когда это единственный «сильный ход».

За бабло - любого 

АиФ-Петербург: - Да артисты сами сегодня работают по принципу «чего изволите»! Звёзды ведут корпоративы, выступают на частных вечеринках...

- Это результат общей вседозволенности, когда всё можно посмотреть, пощупать. Когда я впервые увидел Андрея Миронова - от волнения не мог сказать ни слова. Это был наш кумир, настоящая звезда. А сейчас за бабло можно заказать любого. Отстегнуть и попросить блеснуть на свадьбе или вообще веселить целый вечер. Спеть, станцевать - без проблем. И все пойдут. Не за эту сумму, так за другую. Ведь актёрам надо зарабатывать. 

Я сам был свидетелем, как Элтон Джон пел на даче в Барвихе на дне рождения уважаемого человека. Прощаясь, он сказал, что с удовольствием приедет ещё. 

АиФ-Петербург: - В мире не принято кичиться богатством, многие по-настоящему состоятельные люди ведут себя скромно, много жертвуют на благотворительность. Откуда же у наших «випов» эта вызывающая роскошь?

- На это хозяева жизни говорят, что у нас неисчерпаемые богатства, мол, всем хватит. Только они забывают, что эти запасы принадлежат не дядя Алёше и дяде Коле, а являются всеобщим достоянием. Конечно, бизнесмены должны получать больше. Но не в 200 раз, как у нас. Мы как-то были в городе Чащи Воронежской области. Там сгорели дома, и разбираться с бедой приехала большая комиссия. Оказалось, что люди живут без газа, воду берут из колодца. И это плодородное Черноземье. Мы снабжаем «голубым топливом» Европу, но своих бабушек, отстоявших страну, им обеспечить не можем. Обидно и горько, что в XXI веке они так и топят лучину. 

В Москву - на коне

АиФ-Петербург: - У вас с молодыми полный контакт. Однако как объяснить, что во многих семьях сегодня - конфликт отцов и детей?

- Нет личного примера и приобщения к труду. Для меня таким образцом всегда оставался отец. Он был строителем и часто брал меня с собой на работу, возил на охоту и рыбалку, учил своими руками мастерить пыжи для патронов, чучела, лодки. Первые в округе мопеды, мотоциклы были у меня. Я очень благодарен родителям за такое интересное, зажигательное детство. Однажды маленьким я украл у своего друга кубики. Отец меня не ругал, но заставил прийти к Димке и вернуть эти игрушки. Причём сделал это так, что мне стыдно до сих пор. 

В том числе благодаря этим урокам у меня и голова правильно соображает, и руки растут из нужного места. Могу и конём править, траву накосить, дрова рубить. Сейчас отношения в семье часто строятся по-другому. Родители на трёх работах, детей не видят, а от сына или дочки откупаются. Сначала куклами, потом компьютерами, потом квартирами. И удивляются, когда они ничего этого не ценят. 

АиФ-Петербург: - Если вернуться к Петербургу: вы поступили в ГИТИС, но учиться там не стали - уехали в город на Неве. Не жалеете?

- Никогда. Считаю, что всё самое интересное идёт из Петербурга - рок, театр, авангард. Потом новинки «раскупает» Москва, затем они разлетаются по всей России. Знаю многих питерцев, которые рванули в столицу, а теперь маются. 

И себя не нашли, и назад дороги нет. Страшно, что посчитают за неудачников. Кстати, в столицу приезжать люблю. Правда, на коне. Неважно, на белом, сером, даже на пони. Побуду в гостях, выложусь на все сто - и домой. В Петербург.