Участник и продюсер нового телевизионного шоу «Ленинградский Stand-Up клуб» посетил пресс-центр еженедельника «АиФ-Петербург», где поделился мнением о качестве российского юмора, КВНе и будущем стендапа.
«После КВНа выходишь в одиночное плавание»
Денис Приходько, SPB.AIF.RU: - На телеканалах сегодня уже масса стендап-проектов. Чем «Ленинградский Stand Up клуб», на твой взгляд, отличается от остальных?
- По сравнению с зарубежным странами, я считаю, стендапа у нас мало. «Ленинградский Stand-Up клуб» сильно отличается от всего остального. Задачи кому-то противопоставлять себя у нас не стояло. Большинство из участников этого шоу занимается стендапом в различных его формах порядка 10 лет. Для нас «Ленинградский Stand Up клуб» - логическая ступенька в развитии. Мы в основном ни с кем с себя не сравниваем, но если учесть, что мы все из города на Неве, то это накладывает свой отпечаток.
SPB.AIF.RU: - В чем конкретно ваша особенность? Это интеллектуальная подача или другие темы?
- Если говорить об отличии от других проектов, то, наверное, я нигде на телевидении сейчас не видел, чтобы кто-то поднимал в юморе глубокие психологические темы, или вопросы философского порядка. Что же касается формы подачи, то мы немного следим за своей речью, манерой. Думаю, что зрители оценят это.
SPB.AIF.RU: - Все, кто сейчас занимается юмором на телевидении, вышли в основном из КВНа. Почему в итоге большинство квнщиков, у которых были четкие рамки выступления, пришли к формату Stand Up?
- Потому что после КВНа выходишь уже в одиночное плавание. Очень уважаю КВН, при этом, мне кажется, что телевизионный КВН раньше был веселей. Но, тем не менее, мне очень нравится система, которая выстроилась. Это иерархическая структура, очень правильная и сложившаяся исторически. Люди, если они талантливые и одновременно с этим работоспособные, могут двигаться. Квнщики репетируют, улучшают свою программу и работают с редакторами, которые очень правильно «вкручивают гайки» в голове. Но при этом надо отдавать себе отчет, что форма должна быть актуальной своему времени. КВН был актуален в СССР и по инерции продолжается до сих пор. Но тогда жили в коллективизме, коллективное творчество было актуально. Сейчас же пришло время индивидуалистов, и это не хорошо и не плохо. Изменилось мироощущение и форма юмора.
«Приходят в стендап, насмотревшись зарубежных комиков»
SPB.AIF.RU: - После твоего квновского опыта, почему ты решил заняться именно стендапом?
- Мы, я говорю об участниках «Ленинградского Stand Up клуба», лет 8-10 назад решили себя применить в этом формате. Это самый близкий путь к зрителю. К примеру, я являюсь профессиональным сценаристом. В написании сценария участвует много людей. Чаще всего кинопроекты в России продюсерские. Продюсер хочет отбить деньги и донести свою идею. Также есть режиссер и так далее. А если есть мысль, которую хочешь донести до людей, то бери микрофон и говори правду-матку. Главное приправить это юмором.
SPB.AIF.RU: -Но сейчас в стендап уже стали приходить молодые люди, которые не играли в КВН?
Те люди, кто начинают заниматься этим, часто приходят в стендап, насмотревшись зарубежных комиков. Говорят: «Я тоже хочу таким быть, можно материться, и я тоже хочу пить вино на сцене». Все это довольно глупо, поскольку это только внешний интерфейс – человек глубже не копает. Впрочем, это все хорошо, ведь через всех людей, которые сейчас приходят, все-таки кто-то прорастет. Лет через 5-10 мы сможем иметь хорошую стендап-сцену в России.
SPB.AIF.RU: - Почему в нашей стране сейчас так слабо с юмором на телевидении, ведь в Советском Союзе все в этом плане было очень хорошо?
Если говорить про советские времена, то у нас было не то что конкурентоспособно, а местами даже выше, чем у зарубежных представителей. Я был в шоке от «Голубого огонька» 60-х годов. Там настолько все было хорошо еще и снято, и смонтировано. Так всё еще и шло в прямом эфире. Я был в восторге, как мощно всё было тогда. А потом мы пережили десятилетие кризиса. Уже в 1980-х было не до шуток.
Базис уже есть. На наших трех каналах мы в детстве смотрели и Райкина, и Жванецкого. Считаю, что потенциал стендапа у России выше, чем у иностранцев. Дело в том, что в школе нам все-таки преподавали классическую литературу. И у нас есть отношение к тому, что мы говорим со сцены. Зачастую у зарубежных комиков есть желание просто рассмешить, а не донести со сцены какую-то мысль. Впрочем, и в России я вижу сейчас два лагеря. Есть «стэндаперы», которые готовы на всё, чтобы вызвать спазмы гортани у зрителя, мы же специально назвались «Ленинградским Stand Up клубом», отметив культурный слой, который мы представляем.
«В России мы загнаны в рутину»
SPB.AIF.RU: - Многие юмористические проекты выходят каждый уик-энд, при этом абсолютно теряется качество материала. Почему так происходит? В такие рамки загоняют телеканалы?
- Российский развлекательный бизнес сейчас строится на плотности и регулярности мелькания продукта на экране. Это касается не только юмористических программ. Все, кто смотрит в интернете культовые зарубежные сериалы, знает, что они выходят небольшими сезонами. При этом каждую серию показывают раз в неделю, и вся страна ждет новой серии. Интересный продукт подается порционно. В России же приучили зрителя, что сериал выходит каждый день со времен «Санты-Барбары».
С юмористическими передачами так, что нужно выходить раз в неделю, иначе аудитория тебя забывает абсолютно. Соответственно ты не можешь ездить с гастролями и зарабатывать.
SPB.AIF.RU: - Даже выступать раз в неделю губительно для качества юмора?
- Губительно. Можно ориентироваться на наших зарубежных коллег. Там Джордж Карлин считается уникальным исполнителем потому, что он раз в год выдавал по часовому концерту. Мы же должны выдавать часовой концерт раз в неделю. В России мы загнаны в рутину. Чем чаще ты выходишь, тем ниже качество.
SPB.AIF.RU: - Можно ли сказать, что Stand Up в конечном итоге вытеснит телепередачи подобные «Кривому зеркалу» и «Comedy Club»?
- Думаю, да. Это будущее российского юмора на ближайшее 10-летие. Уверен, что появится большой пласт качественных клубных комиков. Надеюсь, что рынок выстроится таким образом, что даже не имея регулярных телевизионных эфиров, ребята могут зарабатывать себе на жизнь.