Стюардесса Тамара, волшебница Алёна Игоревна и звезда ковбойского кабаре мисс Диана - эти три роли сделали из Александры Яковлевой суперзвезду советского кино. Однако в жизни актриса оказалась далека от банального образа «секси-блонди».
Постельная сцена
В её внешности и манерах сквозил прибалтийский флёр. Немудрено - родная фамилия Александры Евгеньевны - Иванес, а сейчас - по третьему мужу - Аасмяэ. Яковлева - сценический псевдоним по фамилии деда.
Только окончив Ленинград-ский институт театра, музыки и кино, она вытащила счастливый актёрский билет. Первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» (1979) принёс Яковлевой противоречивую славу - постельные сцены были советскому зрителю ещё не слишком привычны, но мужская аудитория была явно удовлетворена. Два других её хита - фильмы «Чародеи» (1982) и «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). В популярнейших лентах её любовниками были Леонид Филатов, Александр Абдулов и Андрей Миронов - как говорится, чего же боле? Все они уже ушли в мир иной. А Яковлева неожиданно на пике славы уходит из кино. После 1993 года - ни одной роли!
Яркая блондинка сенсационно становится высокопоставленным чиновником в родном Калининграде. С 1993-го по 1997 гг. бывший секс-символ экрана занимает пост вице-мэра этого города, отвечая за культуру и туризм. Дальше пошли транспортные должности: глава службы по управлению качеством и персоналом в петербургском аэропорту «Пулково», зам. начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу, зам. генерального дирекции скоростного сообщения ОАО «Российские железные дороги». В последние годы, вернувшись в Калининград, является начальником Пригородной железнодорожной компании.
Книга про Невзорова
За Яковлевой никогда не заржавеет показать характер. На съёмках «Чародеев» она так рассорилась с Валентином Гафтом, что их снимали раздельно. Тот же Гафт в 1993-м, когда Яковлева оставила профессию, отозвался о ней так: «А Саша наша поумнела». Весьма бурно у актрисы протекали любовные отношения с тележурналистом Александром Невзоровым. Он, правда, недавно уверял, что этот роман являлся рекламным трюком. Для публики. Как-то он сказал, видимо, намекая на Яковлеву: «Люблю крупных блондинок колхозного типа». Она не осталась в долгу и написала про репортёра целую книгу, поведав много нелицеприятного.
Огромной трагедией для Яковлевой стала смерть бабушки, которая её не только воспитывала, но и направляла в жестоком мире кино. Некоторые считают, что эту смерть Александра сочла за некий знак, предостережение судьбы от дальнейших съёмок. Знающие люди отмечают, что Яковлева большое значение придаёт приметам и вообще склонна к мистицизму. Это не помешало ей сделать хорошую карьеру в РЖД и стать, по сути, топ-менеджером. При этом Александра Евгеньевна отказывалась от любых интервью - категорично и даже грубовато. Поэтому о её теперешней личной жизни известно мало - есть муж, двое детей и даже внук. А также любимая дача в Саблино с хорошим участком.
«Эта ведьму сыграет»
Пожалуй, больше всего из «яковлевских» зрителям запомнился фильм «Чародеи». Нетривиальная тема - НИИ волшебства. Сценарий братьев Стругацких. Сказка-мюзикл. При этом новогодняя. Афоризмы. К примеру: «Я его в прах превращу, в землю, в слякоть, в грязь, в это самое… - Всплывёт». Песня - «Три белых коня, эх, три белых коня…» И, конечно, сама волшебница Алёна Игоревна - зеленоглазая, с чертовщинкой в глазах. Режиссёр Бромберг тогда обмолвился про Яковлеву: «Эта ведьму точно сыграет». Многие актёры в фильме исполняли песни сами - Александр Абдулов, Михаил Светин… А вот у Яковлевой певческого таланта не оказалось, её озвучила Ирина Отиева (песни «Ведьма-речка» и «Загадка женщины»). Режиссёр Бромберг вспоминал:
- На роль Алёны мы перепробовали множество хороших и красивых актрис. Лена Цыплакова была очаровательна, но ей не хватало демонизма. Абдулов предлагал Проклову, в ней мы увидели лиризм, но всё же ведьминского недоставало. Когда на пробах появилась актриса Александра Яковлева, она минут пять меня послушала и жёстко сказала: «Давайте я это покажу». И довольно уверенно стала пробоваться. Я глянул и подумал: «Ну, если не ведьма, то чертовка здесь точно будет». И хороша она была необычайно, очень похожа на Николь Кидман! Яковлева понравилась и Абдулову. Так что их дуэт «заиграл». А вот с другим партнёром, Валентином Гафтом, сыгравшим Сатанеева, отношения у Александры не складывались.
Гафта раздражало, что Яковлева гримируется по три часа, из-за чего съёмочная группа простаивала, что она может в ответственный момент забыть текст. И что сумела ловко «подлизаться» к режиссёру, который её обожал. Бромберг это и не скрывает:
- Я слушал упрёки в том, что много внимания уделяю Яковлевой. И это было правдой, но я ведь это делал не для себя, а чтобы снять хороший фильм. Яковлева чувствовала, что я её балую, наверное, пользовалась этим. Кстати, я нарочно не тормозил трения между Гафтом и Яковлевой - по сценарию героиня заколдована и ведёт длительную женскую игру с Сатанеевым, в котором её что-то раздражает. И поэтому эмоциональный дискомфорт в их паре помогал передать на экране внутренний конфликт.
…Не так давно наша героиня всё же сделала исключение для Первого канала и кое-что поведала о себе:
- Это не я бросила кино - нас всех бросили в 90-е годы. Тогда же в Калининграде умерла моя бабушка. Я поехала её хоронить, мэр Виталий Шипов мне помог с похоронами, а потом предложил стать его замом. Бабка до сих пор со мной, охраняет меня, бережёт. Когда мне плохо, прихожу на кладбище и говорю, что мне нужно. Это единственный близкий человек, больше мне не к кому обратиться. А супругом Калью я довольна. Мужчина в 53 года красивый, не лысый, без живота, хорошо воспитан. Мужчина нужен для антуража.
Смотрите также:
- От рабы любви до блондинки за углом. Пять ярких кинообразов Елены Соловей →
- Игорь Масленников: "Я не самовыражаюсь, а рассказываю истории" →
- Боец невидимого фронта открывает секреты →