«Очень русский детектив»: Пародия по-русски

   
   

Режиссер: Карл Панака.

В ролях: Юрий Стоянов, Вадим Галыгин, Наталья Андрейченко, Таир Мамедов, Александр Семчев, Михаил Шац.

В предвзятом отношении к подобным работам в первую очередь виноваты их авторы: и «Самый лучший фильм», «Гитлер-капут» оказались работами не безнадежными, местами весьма смешными, но очень неровными, а под конец и вовсе дутыми. Запала и таланта там попросту не хватило. Преодолеть эту предвзятость теперь непросто, но благодаря «Очень русскому детективу» мнение определенно должно измениться в лучшую сторону.

Продолжительное отсутствие Вадима Галыгина и Таира Мамедова на сцене «Камеди Клаба» очевидно пошло им на пользу: фильм, написанный по их сценарию, не разваливается на разрозненные шутки разной степени качества, а выдерживает единый ритм и связную историю. Дело в том, что объектом для пародии они выбрали не все и всех, а один вполне конкретный жанр полицейского детектива, где действительно полно штампов. Центральнообразующим объектом пародии сделана картина Дэвида Финчера «Семь» с ее поиском маньяка и детективом в тоске, но это не помешало авторам пройтись по жанру в целом.

Остальные же отсылки, которые тут можно найти (это и «Основной инстинкт», и « Секретные материалы») служат лишь фоном, на котором разворачиваются основные события. Такая сосредоточенность на конкретной тематике с качественной точки зрения оказалась куда эффективнее, чем попытки паясничать в стиле «что вижу, то пою». Как результат – несколько действительно шикарных сцен. Эпизод с допросом информаторов, ноги которых бегут вслед за полицейской машиной, или сцена в специализированном баре для вышедших в отставку полицейских – это фактически уровень лучших моментов «Полицейской академии» и «Голого пистолета».

Это действительно свежо и смешно: факт, который нужно признать, как бы тяжело и неудобно для кого-то это не было. Надсадные крики «ноууу!», два кофе на крыше полицейском машины, «может быть, посидим сегодня после работы?», суета вокруг напарников, ужин в семье друга, разговоры в кабинете шефа, заинтересованные взгляды коллег на работе – все это точное, почти 100-процентное попадание с точки зрения именно пародии на жанр. И потому это смешно.

Впрочем, удались и собственные шутки. Не все, но большинство. Приятно удивило, что в картине по сравнению с тем же «Самым лучшим фильмом» минимум пошлости и туалетного юмора. То есть, он присутствует, но не лезет настойчиво на первый план. Солирует тут куда более изящный, почти английский юмор. «Зачем ты так с бабушкой?», - интересуется напарник у главного героя Джонни (Юрий Стоянов). «Да какая она бабушка: у нее и своих детей-то нет!», - парирует тот. «Вот смотри, тут лежит дядя, в честь которого я и назвал тебя Дядя!». «Если тебя убьют – домой можешь не возвращаться!» Нет, это все еще не Монти-Пайтон, но уже намного лучше…

   
   

Важно и то, что помимо юмора и пародии тут есть собственно кино. Во-первых, это действительно детектив, который заставляет зрителей до самого финала гадать, кто же убийца: обещания Галыгина сделать именно остросюжетное кино оказались не пустыми словами, и этим «Очень русский детектив» кардинально отличается от работ его бывших коллег по «Камеди». Потом тут намного лучше со стилем: местами режиссер и оператор очень точно обыгрывают стилистику полицейского нуар-детектива. А еще они умело работают со светотенью и знают, как грамотно выставить ракурс.

Наконец, в фильме есть действительно яркие персонажи. Это вообще особенная удача – создать образ, который запоминается, врезается в зрительскую память. Герой Стоянова очень близко подошел к этому. Если Лесли Нильсен «давал» исключительно идиота, и этим заслужил любовь нескольких поколений зрителей, то Джонни Стоянова запомнится тонкой гранью между драмой и комедией. Но особое спасибо надо, конечно, сказать за патологоанатома Гробовски, сыгранного Галыгиным: из этой помеси Мерилина Мэнсона и «белорусского суслика» получился вполне самодостаточный персонаж, который легко может пойти в народ и украсить собой любой тематический фильм.

Смотрите также: