Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Леонид Ярмольник
Кому смотреть: Всем, кто не хочет быть скованным одной цепью.
Наш рейтинг:
Впрочем, люди знающие едва ли сомневались, что Валерий Тодоровский сделает именно качественное, оседающее внутри кино. На сегодня это один из лучших режиссеров России, в послужном списке которого такие картины, как «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой, «Мой сводный брат Франкенштейн» с Ярмольником и Еленой Яковлевой, «Любовник» с Янковским, «Подмосковные вечера» с Машковым, Фрейндлих и Дапкунайте.
Опасения, конечно, были. Во-первых, мюзиклы у нас в последнее время что-то мало у кого получаются, да и не берется за них почти никто. Во-вторых, очень уж специфическая задача стояла перед режиссером – рассказать о молодежном течении т. н. «стиляг», появившихся в советской Москве в 50-ых годах прошлого века. И не просто рассказать, а передать дух той эпохи и сделать так, чтобы это было интересно поколению нынешнему.
Тем не менее, Валерий Тодоровский отлично справился с задачей. Мюзикл из «Стиляг» получился шикарный. Секрет успеха – в переделке, творческой адаптации известных песен под джаз и твист 50-60-ых годов. Известные песни таких групп, «Чайф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Браво», «Ноль» зазвучали по новому: причем речь не только о музыке, но и о текстах. Вариации получились удивительно адекватными и разнообразными – здесь есть даже почти рэп. К тому же музыкальные номера отлично, с фантазией поставлены, а сами актеры в большинстве своем поют как заправские звезды эстрады. Поют, кстати, все сами, за исключением Олега Янковского.
Что же касается самой истории, то тут как нельзя кстати пришлось фирменное умение режиссера подмечать детали и очень точно, в динамике раскрывать характеры своих героев, показывать метаморфозы, которые с ними происходят – как внешние, так и глубоко внутренние, психологические. Плюс легкий меткий юмор, идеальная стилизация под эпоху и великолепная, прочувственная в каждом кадре и в каждой реплике игра актеров. Благодаря этому зритель, не отрываясь, следит за развитием истории о том, как молодой комсомолец сначала ловил стиляг, а потом стал одним из них, влюбившись в девушку из этого круга, в джаз, в свободу быть другим и персонально в свой саксофон. Тут важная каждая деталь, каждое слово, каждый взгляд – и потому оторваться от экрана совершенно невозможно.
В почерке Валерия Тодоровского неумолимо чувствуется влияние и гены его великого отца – Петра Тодоровского, а именно таких его картин, как «Военно-полевой роман», «Какая чудная игра» (там тоже показывалась жизнь молодежи в 50-ых годах прошлого века) и «По главной улице с оркестром», где герой Олега Борисова так же почти не расстается с саксофоном. Поэтому история в «Стилягах» тоже получилась богатой на самые разные оттенки чувств: здесь есть и смех, и слезы, и любовь. А чтобы быть ближе к современно зрителю, режиссер намеренно сводит к минимуму политические и идеологические приметы времени, делая центральной мысль не о том, что нужно бороться с конкретным режимом, а о том, что нужно жить, так как ты хочешь, отвоевывая право на личную независимость. Поэтому сегодня, на фоне расцвета деятельности некоторых молодежных движений, «скованных одной цепью», «Стиляги» получились более чем актуальным и смелым высказыванием.
Смотрите также:
- От рабы любви до блондинки за углом. Пять ярких кинообразов Елены Соловей →
- Игорь Масленников: "Я не самовыражаюсь, а рассказываю истории" →
- Боец невидимого фронта открывает секреты →