«Возвращение мушкетеров»: Пафос и треш

   
   

Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

В ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Валентин Смирнитский

Кому смотреть: Любителям изощренного стеба.

Наш рейтинг:

Этот фильм ждали, но запросы не были слишком уж требовательными. Все мы, и стар, и млад, наверняка хоть раз видели легендарный фильм Хилькевича 1978 года «Д'Артаньян и три мушкетера». И все помним то светлое, яркое настроение, которое источала картина. Отвага и предательство, любовь и ненависть, благородные мужчины и красивые девушки, драма и комедия, «Констанция, Констанция!!!» и ползающая на коленях Терехова-Миледи…Никто в здравом уме не рассчитывал на то, что «Возвращение мушкетеров» повторит успех того фильма. От авторов требовалось совсем немного: показать нам легендарную четверку в исполнении все тех же старых добрых актеров, придумать простенький героический сюжет, который бы снова свел всех вместе и позволил Боярскому пару раз крикнуть «Каналья!», а Смирнитскому - задавить несколько врагов своим "авторитетом". И подать все это под легкий ненавязчивый пафос и неизменно качественные песни Максима Дунаевского.

И поначалу ничто не предвещает беды. Фильм начинается вполне бодро. Все мушкетеры погибают в один день и оказываются на небесах, откуда наблюдают за своими детьми. Последних королева Франции в исполнении все той же Алисы Фрейндлих отправляет на поиски сокровищ, которые у нее украл кардинал Мазарини. Старики на небесах пытаются по мере сил помочь им, направить и защитить. Фабула, конечно, необычная, но вполне уместная: немного мистики еще никому не мешало. Постаревшие Боярский и компания неплохо держатся в кадре, много и хорошо поют, шутят и всячески источают ту самую харизму, за которую мы полюбили эту четверку. Неплохо смотрятся поначалу и их дети. Все актеры хороши по своему, и, пожалуй, только Леон в исполнении Нагиева слишком уж напоминает прапорщика Задова из «Осторожно, модерн!». Но эту оказию с лихвой компенсируют Александр Ширвиндт и Дмитрий Харатьян, которые на пару создали, пожалуй, два самых запоминающихся и действительно смешных образа. Картинка достаточно качественная, хотя и изобилует неоправданно крупными планами.

Одним словом, кажется, что с фильмом все будет хорошо. А тем, кто что-то там бурчит по поводу стариков и «дома престарелых на выезде» хочется смачно "возразить" в лицо: во-первых, грешно смеяться над возрастом, во-вторых, повторим, смотрятся все вполне неплохо и уместно, ибо по сюжету они играют постаревших героев, которые, к сожалению, не имели доступа к запасам молодильных яблок.

Но постепенно сюжет, который и изначально казался, скажем так, странноватым, окончательно разваливается и превращается в откровенный бред. Иного слова не подобрать. Смерть мушкетеров и посиделки на небесах еще как-то можно пережить, но их последующее возвращение «на время», последовавшее после слезной молитвы Боярского – это уже за гранью разумного. Мушкетеры, которых только что оплакивали, резво носятся среди ошалевших французов, поют и минут 10 реального времени с натянутым, предсказуемым пафосом передают друг другу кольцо бессмертия. Воды в огонь добавляют дети мушкетеров. Дочь Портоса – монашка в рясе - крутит сальто и использует приемы из профессионального рестлинга. Ей говорят, что сейчас ее убьют – она просит дать кусок ветчины. А потом, когда вот-вот рванет пороховая бочка и все погибнут, она, связанная, пытается дотянуться зубами до огромного куска мяса. А когда старики-родители наконец приходят на помощь - никто почему-то не спешит потушить запал у бочки. Вместо этого-песни, танцы, обжималки. Дочь Д'Артаньяна Жаклин, похожую исключительно на симпатичную девушку, все почему-то упорно называют его сыном Жаком. А потом выясняется, что это папаша в детстве называл ее мальчиком (видимо, мозг дал сбой, когда вместо ожидаемого наследника появилась наследница) и теперь сам постоянно путается, кто она - дочь или сын. Гомоэротические и фрейдистские девиации продолжаются признанием отпрыска Арамиса в любви к сыну Д'Артаньяна - ведь Жаклин на тот момент еще не созналась, что она женщина. Периодически картина превращается в натуральный мексиканский сериал: «Ты мой сын! Нет, ты моя дочь. А кто мой отец? А у меня еще были дети? Господи, кто-нибудь, скажите, наконец, чей он сын!»

Все это дополняется массой нестыковок и белых дыр в сюжете, а также откровенно любительскими по уровню постановки (а не актерской игры) сценами. Градус маразма постепенно нарастает, и вот уже Смирнитский в разгар драки снимает парик, отирает пот со лба и, кажется, сейчас скажет: «И тебя вылечат, и меня вылечат!» Апогея вся эта фантасмагория достигает, когда какой-то толстый француз в красном, завидев «живых мертвецов», истошно кричит: «Задержите пришельцев!!!». Все, финита ля комедия, занавес, зрители сползают под кресла и плачут от смеха.

И тут возникает логичный вопрос – авторы, вы это серьезно? Если вы рассчитывали на такую реакцию и намеренно делали изощренную, на грани треша комедию, стеб и самоиронию, то примите наши поздравления: картина не просто удалась – она восхитительна.

   
   

ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА

Смотрите также: