Балет растапливает лёд. Борис Эйфман о том, что искусство выше политики

Разрушить стереотип

- Борис Яковлевич, все 38 лет вы создаёте в своём театре новую хореографию, хорошо известную в мире. И всё-таки на Западе до сих пор считают, что Россия сильна исключительно классическим балетом. 

   
   

- Да, на Западе до сих пор существует предвзятое мнение, что Россия сохраняет классические спектакли, но не создаёт ничего нового в области современной хореографии. Миссия нашего театра - разрушить данный стереотип, и мы с ней успешно справляемся. 

Весной показывали балеты «Роден» и «Анна Каренина» в Лондоне. Отношение к России - негативное, лондонская пресса кипела. И, тем не менее, спектакли прошли с триумфом и при аншлагах. Я ещё раз убедился, что сила искусства, особенно балета, выше политики, она преодолевает негативные стереотипы. Я помню годы холодной войны: только возникал очередной конфликт между Советским Союзом и Западом, сразу же посылали за границу или ансамбль Моисеева, или Большой театр. Они растапливали лёд. 

Зарубежным компаниям интересно переносить мои спектакли на свои сцены. Недавно в Неаполе состоялась премьера балета «Реквием» с нашими солистами и артистами труппы театра Сан-Карло. А буквально на днях я вернулся из Буэнос-Айреса, где в театре «Колон» шёл спектакль «Роден» в исполнении аргентинских танцовщиков. Конечно, артистам иностранных компаний очень сложно осваивать новую, нетипичную для них пластику, тем более за короткий срок. Но с другой стороны, такая практика - это пропаганда достижений современного русского балета, способствующая взаимообогащению разных культур.

В новом сезоне мы будем много выступать: проведём тур по европейским городам и масштабные двухмесячные гастроли по США и Канаде. Особое для меня событие - спектакли в Москве в Большом театре, где покажем премьеру «Реквиема». В советское время именно столичные гастроли практически сохранили нашу труппу. Спасали хвалебные рецензии в «Правде» и «Известиях». После них Ленинградский обком партии, который много раз пытался нас закрыть, уже ничего не мог сделать с театром. 

- А помогает Москва в многолетней истории со строительством вашего Дворца танца?

- Этим проектом я занимаюсь уже 15 лет. С чем только не сталкивался за это время! Сейчас Дворец танца стал федеральным объектом. И получил гораздо бо`льшую территорию - от улицы Добролюбова да Малой Невы. Здание будет стоять посередине, с одной стороны - площадь, с другой - парк. Всё идёт правильно, но кто-то умный точно подметил, что в России нужно жить очень долго, тогда чего-нибудь дождёшься. Не терпится увидеть хотя бы фундамент. 

   
   

«Прочесать» страну

- Ваш театр, как, возможно, никакой другой, требует от артистов полной самоотдачи. Новички приходят охотно?

- В этом году пришло много выпускников петербургской, московской, пермской школ, а также молодые артисты из Англии и Америки. Приятно, что некоторые танцовщики, получившие приглашение от Мариинского или Большого театра, предпочли нас. Это свидетельствует, что не всё ещё в балете подчинено меркантильным интересам. Есть люди, которые хотят пройти яркий творческий путь, а не простоять на сцене «с опахалом у воды». Жизнь артиста - короткая, мучительная, но даёт невероятное удовлетворение, если ты действительно реализуешь себя в искусстве. Никакие деньги не заменят эту радость. 

В мае завершился первый учебный год в Академии танца. Я возлагаю на нашу школу большие надежды. Ведь она призвана подготовить новый тип балетного артиста, способного виртуозно освоить и классический репертуар, и современную хореографию. Такой танцовщик станет не просто бездумным носителем техники, а соавтором хореографа.

В Академии должны воспитываться люди с новым мышлением, поэтому мы работаем не только над исполнительской подготовкой, но и над интеллектуальным развитием учеников. Хочется набрать самых одарённых детей. Условия для них в Академии созданы замечательные: высококлассные педагоги, современное оборудование, полный пансион. Родители не платят ни копейки. 

Совсем скоро стартует новый набор учеников, мы опять начнём искать таланты. Если потребуется, разделим карту страны на квадраты и тщательно проработаем каждый из них. Представьте: где-то в деревне живёт ребёнок с потрясающими данными и даже не знает, что есть Академия танца, способная дать ему счастливую жизнь. Мы не имеем права лишить его этого главного шанса. 

Слово и тело

- Знаю, что вы ставите балет по роману американского писателя Скотта Фитцджеральда «Ночь нежна». Что же привлекло? 

- Существует понятие «русский психологический драматический театр», а балет почему-то воспринимается исключительно как легковесное экстерьерное искусство наслаждения красотой. Я давно увлекаюсь психоанализом и всегда стремился «материализовать» внутренний мир человека, найти адекватную ему хореографическую пластику. Балет должен воссоединиться с психологическим сценическим искусством - такова моя творческая философия. «Ночь нежна» будет поставлена на музыку Гершвина, Шуберта и Берга. С одной стороны, хочу показать энергичный и красивый «век джаза», 1920-е годы, с другой - на фоне этого карнавала жизни изобразить психологическую драму героев, их личностный крах. Надеюсь, мировая премьера балета пройдёт в Петербурге.

Для меня «Ночь нежна» - история современная, потому что в ней присутствует мотив предательства самого себя, своего таланта, собственной сущности. Герой романа продаёт душу дьяволу-искусителю, а сегодня мы все окружены соблазнами, демонами потребления. В общении с внешним миром человек не развивает себя, а наоборот - растрачивает. Чтобы совершенствоваться, необходимо устремлять свой взор в глубину, а не скользить по поверхности.  Я всегда ставлю перед собой невероятно сложные задачи, создаю экстремальные ситуации, потому что только на преодолении можно сделать шаг развития.    

 

Смотрите также: