Примерное время чтения: 7 минут
1401

Посланец идей. Марат Шемиунов- о культуре, смелости и новом лице России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 16/07/2014
Достижения нашего балета вызывают гордость за страну.
Достижения нашего балета вызывают гордость за страну. / Jack DEVANT / Из личного архива

- Когда мы, представители русского балета, выступаем за границей и зал поднимается в едином порыве, это вызывает гордость за страну, - делится премьер Михайловского театра Марат Шемиунов. - 
И ведь балет - лишь часть нашей великой культуры. 

20 июля в Финляндии, в Савонлинне, старинном замке Святого Олафа, на крупнейшем музыкальном фестивале северной Европы состоится гала-концерт звёзд российского балета. Проект представит известный фестиваль «Dance Open».

Бесстрашие руководителя

- Мы с супругой, прима-балериной Михайловского театра Ириной Перрен, уже в третий раз в Савонлинне. То, что выступаем в старинной крепости, абсолютно не смущает, у нас богатейший опыт поездок, мастер-классов, культурного обмена. Главное же - «холодный» скандинавский зритель принимает очень горячо, мы востребованы, нужны, это чувствуется.

АиФ-Петербург: - Вам можно позавидовать, ведь благодаря балету представляете Россию с самой привлекательной стороны. 

- Конечно, культурная миссия вызывает гордость. Притом что балет - всего лишь часть огромной русской культуры, но мощная и полноценная, поднимающая зал на ноги, хотя я бы сказал, что публика стоит на ушах. Радостно, что музыка - русская, танцовщики - русские, и мы представляем отечественный театр. 

АиФ-Петербург: - Но всё-таки мы сильны в классике, а западный зритель привык к современному балету. Это сказывается?

- Все номера проходят на «ура» - и классические, и современные. Но, конечно, авангардный репертуар Западу ближе. Тем более важно, чтобы современный балет больше узнала и полюбила наша публика.

АиФ-Петербург: - Это замечательно расширяет культурную палитру Петербурга, который принято упрекать в консерватизме. Ощущаете ли вы конкуренцию с Мариинским театром? 

- Мариинский театр незыблем в основах, не хочу проводить никаких параллелей! В Михайловском же работаю уже более 13 лет и люблю его. У нас уникальный репертуар, направленный на формирование собственного лица и зрителя. Благодарен судьбе, что золотой период реформирования театра выпал на моё пребывание в труппе. А ведь плюс-минус пять лет, и уже смотришь со стороны.

Нужен Медичи

АиФ-Петербург: - Знаю, что вы с супругой участвуете в «Манифесте». Насколько, по-вашему, биеннале современного искусства важна для Петербурга? 

- В «Манифесте» мы участвуем в параллельной программе с проектом «Эрзерсис-эскиз» на музыку Олега Каравайчука. Показ планируем на осень. Мы, петербуржцы, гордимся, что к нам приехало такое больше событие как «Манифеста». Безусловно, это заслуга Михаила Борисовича Пиотровского. Только он мог включить такой проект в ряд торжеств к 250-летию Эрмитажа. Смелейший шаг! Шаг сильного и бесстрашного руководителя.  А в искусстве иначе нельзя. 

АиФ-Петербург: - Сейчас активно обсуждается проект основ государственной политики в сфере культуры. Насколько, по-вашему, такой документ нужен?

- На мой взгляд, реформы идут от понимания нового лица России в мире. Культура играет важную роль как посланец прогрессивных идей. Но не только она сама, но и государство должно стать культурно-новым, измениться. Да уже изменилось: я, рождённый в СССР в 1983 году, сужу со своей колокольни. Кто-то скажет иначе. Приятно осознавать, что попал в тот период, когда в искусстве всё дозволено. И нужно чув-
ствовать ответственность даже не перед государством, а перед собой: что делаешь, для чего, как несёшь крест свободы. 

Важно, что есть возможность делать неповторимые проекты, как наш с Олегом Каравайчуком. Этот петербургский композитор, пианист и дерижёр для меня - большой пример в искусстве, гениальный мощный философ стоик и более достойный, чем многие знаменитости, потому что играет не ради денег, но чтобы дарить людям радость и мудрость своего искусства. И я согласен с его мыслью: «Современное искусство сложнее всего начать…»

АиФ-Петербург: - А чего не хватает Петербургу как культурной столице? 

- Денег не хватает. Государственного финансирования частных инициатив, инвестиций в новое. Не хватает частных галерей с политикой поддержки молодых художников, организации их крупных выставок и фестивалей. Галереи с политикой «купи-продай» правят миром искусства, но хочется такого покровителя и мецената как Медичи…

У меня есть друзья-художники из Мухинского училища - у них огромное количество проектов и идей! Но художнику даже дорого купить краски, а на материалах друзей далеко не уедешь.

АиФ-Петербург: - Вы заговорили о художниках, потому что сами рисуете и лепите?

- Да, а также потому, что друзья обращаются ко мне за материальной поддержкой, а я всего лишь танцовщик и не имею больших средств. 

Сам ещё в академии на школьных уроках лепил под партой. Надо было писать, а у меня в руках - пластилин. Всю свою стипендию на него тратил. Через лепку пришёл к рисунку. Обязательно делаю по рисунку в день. У меня мама - прекрасный художник-график, много рисовала отца, нас с братом. Я был тронут этими работами, видел почти безупречную линию. Ну а потом мне открылось мировое художественное наследие: на гастролях мы с супругой обязательно посещаем музеи. 

АиФ-Петербург: - И ваши работы уже есть в музеях?

- Есть в частных коллекциях. Могли бы быть и в музеях, но - не хочу насилия над искусством, и тех музеев, в которых работы будут взаперти. 

Вопрос доверия

АиФ-Петербург: - Вы с Ириной представляете новую формацию артистов балета: не побоялись повредить звёздной карьере, родить ребёнка. В советское время это было неслыханно!

- Ирина считает, что она, прежде всего, - женщина, а потом уже балерина. В профессии замыкаться нельзя.

АиФ-Петербург: - А есть минусы в том, что профессия - общая?

- Только плюсы! Ирина - моя муза, мотор, она во многом помогла мне стать танцовщиком. И я благодарен жене за дочь Еву. В массе этого счастья минусы и сложности теряются.

АиФ-Петербург: - Но ведь балет - дело рискованное? В Савонлинне вы будете исполнять номер «Весенние воды». Меня всегда восхищало, как балерина, разбежавшись по диагонали сцены, буквально «влетает» в руки партнёра. Это очень сложный трюк?

- Дело не в сложности. Такие поддержки - это вопрос доверия. Тут совсем как в делах об инвестициях и кредитах, нужно очень доверять партнёру. Как-то после ответственного спектакля для гостей экономиче-
ского форума к нам с Ириной за кулисы пришла делегация банкиров, и они сказали: «Судя по тому, какую красоту вы так бесстрашно держите, мы бы доверили вашим рукам и наши капиталы». Ну а с Ириной мы всегда попадаем друг другу в руки. 

Кстати, выступления на фестивалях дают возможность показать что-то новое. Вот и для Савонлинны мы готовим сюрприз: адажио из балета «Антоний и Клеопатра». Этот спектакль был хитом советского времени. Кажется, наше наследие хорошо известно. А на самом деле - ещё многое можно найти! 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах