Режиссёр Семён Спивак: помогать ближнему - самое главное в жизни

- В жизни и в искусстве я люблю победы, - говорит Семён Спивак, художественный руководитель Молодёжного театра. - Но прежде всего, победы человеческого ума и сердца.

   
   

Молодёжный театр на Фонтанке открывает новый сезон. А в начале следующего года отпразднует юбилей - 35 лет.  

Простые вещи

- Я вот задумался, как описать то, чем занимается наш театр? - делится Семён Яковлевич. - Ну, представьте себе такую картину: зима, ночь, по лесу бредут замёрзшие люди, и вдруг они видят костёр, подходят и греются. Казалось бы, простые вещи. Но ведь самое важное в жизни человека - обогреть другого, поддержать. Тем более в это сложное время, когда рядом с нами идёт не только физическая война, но и духовная борьба взглядов и мировоззрений. Поэтому мы ставим спектакли вроде бы на простые темы, но они же - и самые сложные: жизнь, смерть, любовь, измена, предательство, прощение… Через спектакли анализируем жизнь, а что может быть увлекательнее! 

АиФ-Петербург: - Вы неоднократно подчёркивали, что не любите слово «зритель». Именно потому, что людям в зале нужно включаться в анализ? 

- Да, я не люблю слово «зритель», люблю слово «человек». Хорошо, если люди в зале размышляют и над собственными проблемами. Мы вот будем ставить великую пьесу Артура Миллера «Цена». Её тема актуальна не только в нашей стране, но и в мире: что такое успешность? Это карьера? Или возможность остаться в ладу с самим собой? На наш взгляд, если человек находит путь к себе, он и делает самую главную «карьеру». 
Уже больше двух лет мы репетируем пьесу Виктора Гюго «Король забавляется». Она тоже на простейшую тему: зло, которое ты выпустил в мир, всегда возвращается к тебе, как бы ты ни хитрил. Довольно жестокая мысль, но такова жизнь. 

АиФ-Петербург: - Но ведь ваш театр всегда старается давать надежду?

- Жизнь драматична, люди нередко терпят глубочайшие поражения, у нас такие спектакли есть. Но я люблю пьесы, которые заканчиваются для героев победой, прежде всего над самим собой. Мы репетируем пьесу Сомерсета Моэма «Верная жена». В ней речь идёт об измене, но мы хотим показать, как достойно героиня преодолевает драматическую ситуацию. Хотим рассказать о победе ума и сердца. Мне и в жизни важны победы человека над своим эгоизмом, узостью взглядов… Ведь если мы не будем делать выбор в сторону добра, тут и наступит конец света в человеческой душе. 

   
   

АиФ-Петербург: - Знаю, что вы репетируете ещё и российских классиков - Островского и Чехова. А где же наши современные драматурги?

- Вопрос серьёзный, но отвечу, может быть, не так серьёзно. Я вот занимаюсь йогой. Зачем? Чтобы достичь гармонии. 

А пьесы современных авторов меня дисгармонизируют, потому что в них есть сильнейшие крайности. У меня начинают болеть душа и тело.  

АиФ-Петербург: - Однако пьесу современного французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Четыре танго о любви» театр поставил. Да ещё и организует фестиваль Шмитта в Петербурге. Чем привлекает этот автор? 

- Шмитт - драматург и писатель огромной величины, тонкий и остроумный. В ноябре, действительно, пройдёт фестиваль, Шмитт приедет в город: он увидит спектакли петербургских, да и московских театров по своим произведениям, встретится с публикой, даже сам выступит на сцене. Общение, а тем более дружба 
с умным человеком всегда обновляет. 

Наша дружба с драматургами возникает сама по себе, не потому что стараемся. Когда-то, поставив спектакль «Удар», подружились с Виктором Розовым. После «Пяти вечеров» сблизились с Александром Володиным. У нас шёл один из любимейших моих спектаклей «Танго» последнего величайшего драматурга ХХ века Славомира Мрожека. Он специально приехал, чтобы посмотреть нашу работу. Когда мы поинтересовались его впечатлением, ответил: «Я никогда не видел «Танго». Сидящая рядом супруга удивилась: «Как же так? Мы много видели постановок». Мрожек раздражённо повторил: «Я никогда не видел «Танго».  

От Бога до водки

АиФ-Петербург: - В ноябре лично у вас будет много приятных событий: 25-летие творческой деятельности в Молодёжном театре, вручение премии имени Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». А как определить «вклад»? 

- Всё это немного игра, человек не может анализировать своё творчество. Но тот ряд людей, которым вручалась премия Товстоногова, мне кажется серьёзным: Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Темур Чхеидзе, Кама Гинкас, Галина Волчек, Владимир Спиваков… 

АиФ-Петербург: - Вы ведь ученик Товстоногова?

- Сам Георгий Александрович говорил, что не может назвать учеников, но подчёркивал, что человек сам может выбрать учителя. Для меня он был величайшим учителем, я выбрал его и иду за ним. Важно не только то, что Товстоногов был великим режиссёром, хотя ни один театр до сих пор не переплюнул моих ощущений от спектаклей Большого драматического. Для меня важно, что Георгий Александрович был мыслителем и гуманистом. Сейчас мы очень редко произносим это слово, но именно гуманные поступки выстраивают, возвышают, воспевают человека.

В современном мире не хватает добра, растёт агрессия. Ведь если у человека мало надежд улучшить свою жизнь, кто-то может найти утешение в религии, а кто-то озлобится. Из одного трактата по восточной философии вычитал, что цель человека - стремление к радости. На первом месте в этой «шкале радости» - Бог, на втором - любовь к детям, затем - творчество, ну и дальше - пристрастие к вещам материальным: деньгам, водке… Для себя сделал вывод, что люди всё больше стали получать удовольствие от низких вещей. Путь к счастью каждый выбирает сам.