На сцене - эпатаж
- «АиФ-Петербург»: Сергей Иванович, недавно вы отметили 60-летний юбилей и почти 40 лет играете на сцене Александринки... Нашли полное взаимопонимание с Валерием Фокиным?
- Я работал со многими хорошими режиссёрами. Но то, что произошло с приходом Фокина, можно назвать одним словом: «Дождался!» Звёзды сошлись. Есть режиссёры, которые так заумно рассуждают, что «не догоняешь». А Фокина понимаю с полуслова. Осенью будем выпускать «Игрока» Достоевского, я играю генерала Загорянского. Наблюдал в жизни таких пожилых мужчин, которые, как увидят молоденькую - крышу сносит. Мой генерал именно такой, он и солдафон, но в то же время - трогательный.
- «АиФ-Петербург»: Актёр обязательно должен оправдывать своего героя?
- Нужно приблизить материал, сделать своим. Если играешь отрицательного персонажа, задаёшь себе вопрос: «Не родился же он таким?» Начинаешь анализировать. Но если бы предложили роль маньяка, я бы даже разговаривать не стал. Недавно принесли сценарий: «Это сыграете только вы!» Читаю и понимаю, что герой - какой-то ненормальный, который заглядывается на маленьких девочек. Сразу отказался.
- «АиФ-Петербург»: Почему современная драматургия предпочитает таких героев?
- Эта драматургия по большей части эпатажная. И когда меня в театрах макают в это дерьмо, я внутренне начинаю беситься. Театр должен ставить вопросы жизнеутверждающие, «сеять разумное, доброе, вечное».
- «АиФ-Петербург»: И цензура не помешала бы?
- Ещё в советское время один западный режиссёр утверждал: «Здорово, что у вас есть цензура. Там, где запрет, вы находите другой путь. И в результате создаёте гениальную вещь». И правда, сколько было выдающихся пьес и спектаклей! Сейчас всё разрешено, и что в результате? Даже внутренняя самоцензура уходит, актёр идёт на компромисс с собой: «Да ладно, ругнусь матом на сцене…»
Как в бане?
- «АиФ-Петербург»: Актёры - люди небогатые. Однако конкурс в театральные вузы не падает. Почему?
- Мы действительно мало получаем. У меня, народного артиста, «чистый» оклад - 8 тысяч 290 рублей. Поэтому, когда артистов зовут сняться в сериале, кино - бегут сломя голову, уходят из театров. Я говорю: «Подумайте! Уйти легко, а вот вернуться? Кино сегодня есть, завтра нет. А театр будет всегда».
Что касается поступающих, то в театральный многие идут, насмотревшись шоу-программ, мечтая о богемной жизни. Не знают, какой это адский труд и неблагодарная профессия! Не отдаешь достаточного времени семье, воспитанию детей, всегда находишься в стрессовом состоянии. Напряжение снимают по-разному: кто-то парится в баньке, плавает в бассейне, а у кого таких возможностей нет, приходит домой, и - хлобысть стакан водки.
- «АиФ-Петербург»: А как изменился зритель за эти 40 лет?
- Понимающая, думающая публика была, есть и будет. Но в связи с тем, что у нас на ТВ появилось множество шоу, вырос зритель, которому важно посмеяться, отключиться. Я удивляюсь: как всё быстро меняется! Мы были самой читающей, самой патриотичной страной, а теперь? Недавно по радио услышал, что «начинается модернизация культуры». Модернизацию производства понимаю, но - культуры? Я не против реформ. Но против того, чтобы главным показателем были «палки» - сколько спектаклей сыграно, сколько зрителей в зале. Это как в бане - сколько помылось людей.
Смотрите также:
- «Не любим ссориться». Лариса Луппиан об актёрской и личной жизни →
- Адасинского в Петербурге "то колбасит, то плющит" →
- Дмитрий Лысенков: "Не хочу тиражировать лицо" →