Ваш выход, госпожа Комиссаржевская! Театральная судьба великой актрисы

Вера Федоровна Комиссаржевская родилась  8 ноября 1864 года в Петербурге в семье талантливого тенора, солиста Мариинского театра. В доме всегда звучала музыка, пели песни, а три родных сестры ставили домашние спектакли. Несмотря на артистическую среду, она впервые вышла на сцену только в 27 лет.

   
   

Уход из семьи любимого отца, трагическая гибель младшего брата, предательство мужа с родной сестрой – судьба будто намеренно создавала драматический образ будущей актрисы. Ее приходу в театр предшествовала тяжелая личная драма – развод и долгая болезнь. Актриса вспоминала позже: «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц». 

Чеховская «Чайка»

В 1896 году она впервые вышла на сцену императорского Александринского театра. Первый шумный успех приходит к ней с ролью Ларисы в «Бесприданнице» Островского. Вскоре Комиссаржевская знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и его пьесой «Чайка». На репетициях присутствовал сам автор, и они подолгу обсуждали глубокий трагичный образ Нины.

Трагические роли особенно хорошо давались актрисе. Фото: www.russianlook.com

Премьера спектакля принесла глубокое разочарование – зрители не поняли сюжета, остались слепы и глухи. Постановка провалилась. Остались равнодушны к пьесе и коллеги по театральному цеху.  Но с этого времени зародилась искренняя дружба между автором и актрисой, которая продолжалась все жизнь. Уже через три сезона службы в театре о  Комиссаржевской стали писать не только в газетах, искусствоведы стали посвящать ей книги.  Талант начинающей актрисы признали две примы Александринского театра – Мария Ермолова и Мария Савина.

Собственный театр

Успех не вскружил ей голову. По ее собственным словам, чтобы прожить в искусстве, нужно вечно бороться и искать. Ее театральная судьба стала вечным поиском новых ролей и образов. Сцена главного театра России вскоре становится для Комиссаржевской тесной, академические спектакли скучны. Она мечтает о своем театре и бросает императорскую сцену.

В 1904 году актриса возглавила собственный драматический театр, расположившийся в здании Петербургского Пассажа.  Первой премьерой ее детища стала пьеса Максима Горького «Дачники», где Вера Федоровна изумительно сыграла Варвару. За ней последовала их очередная совместная работа – «Дети солнца». Образ неудовлетворенной жизнью Лизы стал для актрисы биографичен.  Для театрального  Петербурга и России творчество Горького было не просто непонятно – оно было скандально, а имя писателя пользовалось «дурной славой». Но Комиссаржевскую «скандальность» Горького не смущала, наоборот, для нее как настоящего художника, темы несвободы человека, социального неравенства и  конфликта в обществе были очень важны и интересны. Пьесы Горького она ставит в самый разгар революционных событий 1905 года.

Работа с Мейерхольдом

В 1906 году на должность главного режиссера театра Комиссаржевская приглашает Всеволода Мейерхольда. Союз двух художников принес театру несколько громких спектаклей. Первой постановкой Мейерхольда стала «Гедда Габлер» норвежского драматурга Генрика Ибсена, где главную роль холодной женщины Гедды сыграла сама Комиссаржевская. Актриса Комиссаржевская в роли Гедды почти лишена чувств и душевных переживаний.

   
   
Всеволод Мейерхольд не сошелся с Комиссаржевской во взглядах на театр. Фото: Commons.wikimedia.org

Трагизм главной героини в ее воспитании, она – обломок уходящего дворянского мира со своим очень упрощенным пониманием  нравственности и поведения в обществе. Настоящей находкой театра стала еще одна пьеса Ибсена «Кукольный дом», где Вера Федоровна также сыграла главную роль Норы. Пьеса рассказывала о положении женщины в обществе, самопожертвовании ради любви.  Комиссаржевской, пережившей в ранней молодости предательство близких людей, образ Норы, которая пошла на обман ради того, чтобы спасти мужа, стал очень близок.

Пожалуй, самой успешной работой актрисы и режиссера стал спектакль по пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Сестра Беатрис». Образ Беатрис в исполнении Комиссаржевской стал символом протеста  против пошлости и жестокости жизни. После нескольких блестящих постановок сотрудничество Комиссаржевской и Мейерхольда прекратилось. Они по-разному смотрели на театр и природу актера. Режиссер Мейерхольд был отчаянным экспериментатором, так в России зарождался символистский театр. Актрисе Комиссаржевской оказались ближе лирические герои, с обнаженными чувствами, душевными переживаниями и вечным поиском себя. Похожие вкусы были и у большей части петербургской публики. Театр Веры Комиссаржевской стал терпеть убытки.

Последние годы

После ухода Мейерхольда актриса обратилась за помощью к поэту-символисту  Валерию Брюсову. Сотрудничество с молодым поэтом не возродило театр, но принесло новое глубокое чувство самой актрисе. Для нее поэт перевел еще одну пьесу Метерлинка «Пелеас и Мелизанда». Подарил первый том своих поэтических произведений «Пути и перепутья» с надписью: «Беатрисе робкая дань. Валерий Брюсов. 1907». Их связывали не столько деловые, сколько романтические отношения. Роман был недолгим и постепенно перешел в нежную и лирическую переписку.

Вера Комиссаржевская похоронена на Тихвинском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1908 году, во время американских гастролей, газеты Нью-Йорка писали о Комиссаржевской как об одной из величайших актрис мира. Проблемы с театральными постановками, или, может быть, вечно метущаяся душа, обратили ее внимание на преподавательскую деятельность. Актриса решает открыть собственную театральную школу. С этими мыслями она отправляется на долгие гастроли по Сибири, Дальнему Востоку и Азии. Но планам не суждено было сбыться. 10 февраля 1910 года в Ташкенте она умирает от черной оспы. Тяжелая и мучительная смерть стала эпилогом непростой судьбы русской актрисы.

Комиссаржевская была похоронена в Санкт-Петербурге. В 1959 году ее именем был назван Ленинградский драматический театр. С 1992  - Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.