18 декабря в зале у Финляндского вокзала состоится сольный концерт лауреата международных конкурсов Сергея Зыкова. В программе «Сердце на снегу» - песни композитора Арно Бабаджаняна.Возвращение Бабаджаняна
АиФ-Петербург: - Старшее поколение знает песни Бабаджаняна, а молодые и не слышали, почему же вы их выбрали?
- Эти радостные и яркие песни подходят к новогоднему настроению. А программу мы сделали ещё два года назад, и люди просят повторить. Кстати, после моего исполнения питерские певцы стали петь даже некоторые забытые песни Бабаджаняна. Мы его реанимируем!
АиФ-Петербург: - Целые пласты культуры находятся в загоне, на поверхности только попса. Какое же тут возрождение?
- Сейчас популярны жанры, лёгкие в восприятии. В основном для молодых, которым нужно развлекаться, танцевать, а не «загружаться». Это нормально. Но есть слушатель более зрелый, думающий, желающий получить что-то сердечное, глубокое...
В Петербурге на мои концерты в основном приходит публика от 40 лет, а в провинции гораздо моложе. Там люди не «закормлены», им всё интересно.
АиФ-Петербург: - Получается, вы делаете благородное дело, знакомя их с советской песней, романсами?
- Я их за руку не тяну, они сами делают это благородное дело. И помогают мне понимать, что двигаюсь в правильном направлении. А формулировка «советская песня» мне не нравится. Я называю - «русская», потому что, какая бы эпоха ни была, для нашего человека важно внутреннее наполнение произведения. Почему народная песня такая грустная? Потому что мы всегда тоскуем по утерянному раю. Нам это передалось на генетическом уровне. Вот «Чёрный ворон» и пронимает до слёз. На Западе больше песен весёлых, у нас они тоже есть, но трогают и задевают - печальные. Я, слава Богу, родился в России, оттого именно так смотрю на мир.
АиФ-Петербург: - И всё-таки как без раскрутки и рекламы продвинуть своё искусство?
- Инициатива идёт с мест, дирижёры сами приглашают. Когда составляют планы на год, спрашивают друг у друга: кого посоветуешь? Сарафанное радио работает. У меня примерно на год вперёд всё расписано. И благодаря Интернету есть возможность знакомить своего слушателя с новыми работами.
Я получил известность в России во многом благодаря фестивалю Андрея Павловича Петрова, поездив с ним по стране. Этот композитор многое мне дал в музыкальном отношении, многому научил, благодаря ему я оброс связями. Мне в жизни всегда везло на хороших людей, на яркие, добрые впечатления, а всё плохое - забывается.
Не нужно ничего «открывать»
АиФ-Петербург: - Вы поёте песни народные, современные, на стихи русских поэтов, романсы - старинные и классические… Что пользуется бóльшим успехом?
- У каждой программы есть свой слушатель. Люди, приходящие на концерты, - мои единомышленники, их волнуют те же темы, что и меня. Искусство помогает убедиться в правильном выборе жизненного пути. И не нужно людям ничего «открывать», для этого существует Храм. А песня и романс напоминают о простых вещах: быть внимательнее к близким, поддержать, да хотя бы поговорить! Из этих мелочей вырастает глубокое духовное познание, открывается смысл существования.
Для меня все жанры, которыми занимаюсь, - любимы. Начинал с романса, первая победа была одержана благодаря ему - Гран-при «Романсиады».
Сейчас хочу сделать программу на свою музыку и частично свои стихи, связанную с подвигами русских воинов на протяжении всей истории России. Хочу, чтобы люди понимали, кто они, ради чего все века наши предки кровь проливали.
АиФ-Петербург: - Патриотизм проявляется, когда родине грозит опасность. А в обычной жизни?
- У меня есть программа на стихи Сергей Есенина, любимого поэта. Он черпал свой патриотизм в природе, русской деревне, и ему было не так уж важно, что происходит в политике.
Смотрите также:
- Рок-н-ролл жив? Артемий Троицкий о том, почему музыка утратила свой смысл →
- Михаил Турецкий: «Наш хор контролируется сверху» →
- Владимир Самсонов: Я не делю музыку на жанры →