В свет вышла книга историка кино Александра Позднякова «Листья аканта», посвящённая «Ленфильму». Работа в архивах дала сенсационный результат - киностудия ведёт своё начало не с 1918 года, как было принято считать, а с 1914-го!
Моральное беспокойство
АиФ-Петербург: - Александр, откуда взялась новая дата?
- Раньше отсчёт вели с 30 апреля 1918 года, когда был создан «Петроградский кинокомитет», под эгидой которого сняли первый советский фильм «Уплотнение». Документы, которые я обнаружил в архиве, свидетельствуют, что история «Ленфильма» на четыре года больше. Петроградский кинокомитет стал преемником Скобелевского комитета, при котором ещё в 1914 году был образован Военно-кинематографический отдел. После революции всё его имущество национализировали, в том числе - собрание фильмов, съёмочную технику. Остались на работе и многие сотрудники, так что фактически у первой государственной кинофабрики только сменилось название. Основной задачей «скобелевцев» была военная хроника, но создавали и игровые ленты, в которых снимались великие актёры. Картины демонстрировались в кинотеатрах всей страны. Одной из последних съёмок стало открытие, а затем разгон большевиками Учредительного собрания. Это было в январе 1918 года.
Сама кинофабрика неоднократно меняла названия, пока в 1934 году не стала «Ленфильмом», то есть кинофабрикой «ленинградский фильм». Причём название стало неформальным, со временем возникло определение «ленинградское кино», что означает - интеллигентное, вдумчивое. Было и такое определение: «кинематограф морального беспокойства».
АиФ-Петербург: - А какая студия страны соперничает с нами в старшинстве?
- Студия имени Горького, она ведёт начало от киноателье «Русь», созданного в 1915 году, регулярное производство картин началось и того позже - в 1916-м. «Мосфильм» был создан в 1924-м.
АиФ-Петербург: - Разве до вашего исследования книг по истории «Ленфильма» не было?
- Выходили сборники документов, статьи, отдельные публикации, но монографии, которая анализирует историю студии, особенно её ранний этап - не было. А в архивах хранятся колоссальные залежи документов, до которых ещё не дотрагивалась рука исследователя. Целые баулы с материалами приносят работники студии, их родственники, со многими людьми я дружу, ведь тружусь на «Ленфильме» более тридцати лет. Все эти годы и занимаюсь историей студии. Сейчас создаётся её музей, начало положено выставкой, посвящённой 50-летию легендарного фильма «Гамлет».
Царь взял барьер
АиФ-Петербург: - А почему историю киностудии вы считаете важной для города?
- Само место на Каменноостровском проспекте, куда «Ленфильм» переехал ровно 90 лет назад, в январе 1925 года, - удивительное. Здесь происходили многие важные для Петербурга, да и для России, события. Ещё с конца XIX века на Каменноостровском проспекте располагался популярнейший у горожан увеселительный сад и театр «Аквариум». Но процветал не только лёгкий жанр, на сцене выступали великие певцы - Фёдор Шаляпин, Титто Руффо, Лина Кавальери, в театре бывали Чайковский, Блок, Горький, Глазунов.
А 4 мая 1896 года публику пригласили на первый в стране киносеанс. Петербуржцы увидели фильмы братьев Люмьер. Газеты писали: «Новинка эта под названием «синематография» представляет из себя невиданное и интересное зрелище. Полная иллюзия сцены с живыми людьми. Зрелище вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца». В бывшем театре сейчас располагается павильон № 4, на его уличной стене установлена мемориальная доска в память о первом киносеансе в России.
Ну а внутренние стены павильона могли бы быть сплошь увешаны досками. Ведь здесь снимали свои картины великие режиссёры, играли ведущие артисты страны и мира. Так, в 1975 году были построены декорации для советско-американской картины «Синяя птица», в которой снимались голливудские звёзды Ава Гарднер, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда.
АиФ-Петербург: - В этом году у студии будет ещё один юбилей - полвека эмблеме «Ленфильма», «Медному всаднику»…
- Да, эмблема была создана в 1965 году художником Мариной Бологовской и оператором Эдгаром Штырцкобером. А до этого проходил конкурс. Среди предлагаемых символов были петергофский Самсон, Адмиралтейство, Ростральные колонны, Петропавловская крепость, хотя её отмели сразу, как символ царизма. А вот основатель города идеологический барьер преодолел.
Смотрите также:
- Кино в «Аквариуме». Как в Петербурге появился первый в России синематограф →
- «Москва» в Ленинграде. Как в СССР появился первый трехзальный кинотеатр →
- От «Пикадилли» до «Авроры». Старейшему кинотеатру исполняется 100 лет →