В самом конце 1913 года из утренних газет петербуржцы узнали: «27 декабря состоится открытие «Пикадилли» - против Аничкового дворца, первого в России по удобству, роскоши отделки синематеатра. Сеансы с 1 часа дня до 11 с половиной часов вечера. 800 мест, цены от 35 копеек до 1 рубля, ложи 3 и 5 рублей. Снимать верхнее платье необязательно».
«Бездна женской души»
Интересно, что в этом же году в Париже открылся роскошный кинотеатр компании «Гомон», но он был рассчитан только на 380 зрителей.
«Синематеатры» в Петербурге росли, как грибы, под них приспосабливали самые разные помещения. Особенность «Пикадилли» была в том, что здание строилось специально для «театра световых картин», как тогда называли кино. Предприимчивый купец Яблонский приобрёл участок во дворе дома по Невскому проспекту. Проект был заказан известному в то время архитектору Николаю Котовичу, который считался ведущим по строительству театров. (Котович - автор здания театра «На Литейном», «Учебного театра» на Моховой и многих других.)
Яблонский не поскупился, чтобы название роскошной лондонской улицы «Пикадилли» соответствовало «богатству» внешнего вида кинотеатра и внутренней отделке зала. Была приобретена новейшая проекционная аппаратура, большой экран.
Билеты стоили довольно дорого. «Николаевский» рубль 1913 года - это примерно 1335 «наших». Впрочем, средний заработок рабочего в России в то время составлял 32 300 современных рублей. Публика валила валом, хотя демонстрировался единственный фильм - «Бездна женской души». Но зато - только в этом кинотеатре, монопольно.
Российская кинематография развивалась стремительно, в страну поступали и зарубежные новинки, так что вскоре репертуар стал обновляться. В эпоху «великого немого» фильмы шли в сопровождении симфонического оркестра или пианиста. Тапёром в «Пикадилли» подрабатывал студент консерватории Дмитрий Шостакович. Это было уже в начале 1920-х годов.
Кино в блокаду
В начале 1930-х годов на страницах ленинградских газет стали появляться письма зрителей с предложением заменить «непонятное рабочему человеку» название «Пикадилли» на другое. И в 1932-м, в дни празднования 15-й годовщины Октября, кинотеатр переименовывается в «Аврору» - в честь крейсера революции. В том же году установили аппаратуру для демонстрации звуковых фильмов. А вскоре помещение кинотеатра решают увеличить, для этого сносят дровяные сараи во дворе - ведь в то время дома на Невском отапливались дровами. Площадь кинотеатра увеличилась вдвое, появились фойе и концертный зал, украшенный статуями античных богов. Примерно так этот зал выглядит и сейчас.
С началом войны кинотеатр продолжал работать. Демонстрировались картины на антифашистские темы: к примеру, советская экранизация романа Фейхтвангера «Семья Оппенгейм». Поразительно, но даже в блокадные дни ленинградцы ходили в кино. Если объявлялась «воздушная тревога», зрители прятались в бомбоубежище. В январе 1942 года, когда прекратилась подача электричества, «Аврору» закрыли. Но уже с марта она вновь пригласила зрителей - демонстрировался документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Картина шла два месяца без перерыва! А год спустя Американская киноакадемия присудила ленте «Оскар».
Своим курсом
Сейчас трудно представить, что означало кино в послевоенные годы, ведь телевидения тогда ещё не было. Пойти в кино было любимым и самым доступным развлечением. Да и посмотреть было что, работали наши великие кинорежиссёры, к тому же демонстрировались трофейные немецкие картины и буквально «весь Голливуд» 1930-1940-х годов.
Перед началом сеансов устраивали концерты с участием симфонических и эстрадных оркестров, замечательных певцов. Кстати, ещё до войны в «Авроре» пела Клавдия Шульженко. Да и буфет всегда работал, правда, продавали не «попкорн», а конфеты, бутерброды, лимонад. В зал еду не проносили.
«Аврора» всегда была переполнена, с конца 1980-х здесь начали проходить декады кино Франции, Англии, Италии, других европейских и азиатских стран, фестивали молодого кино Ленинграда.
В «Авроре» состоялись премьеры картин практически всех петербургских режиссёров: Германа, Сокурова, Балабанова, Рогожкина, Овчарова.
Перестройка нарушила яркую и насыщенную жизнь кинотеатра. Едва ли не в каждом подвале открылись «видеосалоны», народ купил видеомагнитофоны и стал смотреть фильмы дома. Причём это был самый дешёвый американский «ширпотреб».
А руководство «Авроры» пошло своим путём, сосредоточившись на картинах отечественного производства. Их было мало, поэтому «Урга. Территория любви» Никиты Михалкова шла на экране более полугода. Его же «Утомлённые солнцем» - более года, а «Сибирский цирюльник» - около двух с половиной лет! «Аврора» выстояла, ни метра своей площади не сдав в аренду, хотя в дирекцию неоднократно наведывались «бизнесмены».
В 1988 году, в честь 85-летия, в кинотеатре сделали реставрацию и установили новейшую звуковую аппаратуру, а в 2010-м - цифровой кинопроектор с новой моделью 3D.
У «Авроры» много друзей среди артистов и режиссёров, ведь здесь регулярно устраивают премьеры отечественных картин и на сцену приглашается вся съёмочная группа.
В мультиплексах такой традиции нет. «Аврора» продолжает идти своим курсом.