Один наследник
Знаменитым в XIV веке стал Едигей - полководец великого Тимура, более того - фактический правитель Золотой орды. После её распада Едигей основал Ногайскую Орду. Через двести лет, при праправнуке Едигея, хане Юсуфе, Орда достигла расцвета, дочь хана Сююмбике стала царицей Казанского ханства. А сын Иль-мурза в 1563 году прибыл в Москву на службу русскому царю Ивану Грозному. С этого времени Россия сделалась отечеством для его потомков. Внук Иль-мурзы Абдуллах в 1681 году принял православие, получил имя Дмитрий, титул князя и фамилию Юсупов. По легенде, накануне крещения Абдуллах услышал во сне вещий голос, который предостерёг, что за измену веры у всех его потомков будет рождаться только по одному наследнику, а если сыновей будет больше - они умрут, не дожив до 26 лет.
Действительно, у всех Юсуповых было только по одному наследнику. В 1891 году род по мужской линии пресёкся. Единственная наследница, Зинаида Юсупова, вышла замуж за Феликса Сумарокова-Эльстон, которому по высочайшему императорскому разрешению передала свой титул, герб и фамилию. У супругов было два сына, но старшего Николая убили на дуэли до роковых 26 лет.
Остался младший Феликс, ставший известным благодаря убийству Распутина.
Феликс женился на княжне императорской крови Ирине Романовой, у них была одна дочь - тоже Ирина, родившаяся в 1915 году. После революции Юсуповы эмигрировали. У Ирины, вышедшей замуж за графа Шереметева, тоже была одна дочь - Ксения. И у Ксении, ставшей женой грека Илиаса Сфири, родилась одна дочь - Татьяна. Вся семья живёт в Греции, у Татьяны растут дочери Марилья (2004) и Жасмин-Ксения (2006).
Подарок императрицы
Первоначально участок на Мойке принадлежал племяннице Петра царевне Прасковье Иоанновне, позже - Семёновскому полку, затем графам Шуваловым. В конце концов усадьбу выкупает Екатерина Вторая и жалует её статс-даме Александре Браницкой. В 1830 году Браницкая продала дворец князю Николаю Юсупову - мужу своей родной сестры Татьяны.
Николай Борисович Юсупов был человеком, известным не только в России, но и в Европе. Дипломат, коллекционер и меценат, он служил в Италии, Франции, Испании, Англии, был знаком с Вольтером, Дидро, Бомарше. По поручению Екатерины покупал картины для Эрмитажа, а с 1796 года руководил им. Именно Николаю Юсупову удалось добиться разрешения у Папы Римского Пия IV на создание копий с ватиканских «Лоджий Рафаэля», которые украсили Эрмитаж. А супруга Юсупова Татьяна была душой художественной жизни Петербурга, другом Пушкина. Она увлеклась собиранием драгоценностей, в её коллекции были знаменитые бриллианты «Полярная звезда» и «Альдебарант», жемчужина «Странница» величиной с грецкий орех, принадлежавшая испанскому королю Филиппу II, алмазная диадема неаполитанской королевы Каролины.
Дворец на Мойке, построенный архитектором Валлен-Деламотом для Шуваловых, Юсуповы перестраивают и модернизируют. Сын Юсуповых Борис приглашает одного из лучших зодчих классицизма Михайлова-второго. Именно тогда появилась знаменитая парадная лестница, ведущая в роскошные залы второго этажа, и сами залы - Белоколонный, Танцевальный, Синяя и Красная гостиные, Большая Ротонда, Картинная галерея и жемчужина дворца - домашний театр. Здесь 1 февраля 1836 года состоялась премьера одного из действий оперы Глинки «Жизнь за царя». Репетицию с княжеским оркестром проводил сам композитор. «Оркестр исполнил довольно хорошо», - писал он.
Интересно, что артисты театра были отпущены на волю, а вот около 30 музыкантов оставались крепостными. Оркестр Юсуповых был достопримечательностью Петербурга. Музыканты носили экзотические костюмы: вишнёвые куртки, шитые серебром, голландские накрахмаленные рубашки, широкополые шляпы с пышными перьями. В их обязанности входило и катание гостей на лодках по Мойке, услаждение их пением и роговой музыкой.
Реконструкция продолжалась семь лет, а затем Юсуповы разместили во дворце свои уникальные коллекции.
Убийство в «бутоньерке»
Перестройки происходят и дальше - ведь меняются мода, запросы и вкусы одной из богатейших фамилий России. Когда в архитектуре начинает царствовать эклектика - вольное заимствование из разных времён - во дворце появляется Мавританская гостиная, Турецкий кабинет, «Зал Генриха II». Юсуповы покупают в Италии великолепные камины, лестницу белого каррарского мрамора, люстры, роскошные мебельные гарнитуры.
Последние владельцы дворца - Феликс и Ирина - тоже затевают перестройку. В одном из новых покоев, так называемой «бутоньерке», в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года и был убит Распутин.
В 1919 году дворец национализировали. Здесь разместился художественно-исторический музей, а затем Дом работников просвещения. Все основные художественные сокровища передали в другие музеи. Во время войны дворец пострадал от бомб и снарядов, однако был восстановлен.
Сегодня двери открыты для всех. Во дворце проходят экскурсии, лекции, концерты, балы. Как и во времена Юсуповых, он остаётся в центре художественной жизни Петербурга.