13 октября 1928 года Мария Федоровна Романова скончалась в одиночестве в возрасте 81 года, в своем датском Копенгагене, куда была вынуждена бежать из охваченной революцией России. Пережив мужа, почти всех своих детей и внуков, она так и не поверила в гибель старшего сына Николая Романова и его семьи, и до последнего надеялась на их чудесное спасение.
Датская красавица
Русская судьба датской принцессы Дагмар, будущей императрицы Марии Федоровны, была предопределена. Её родителей, датских короля и королеву не зря называли тестем и тещей всей Европы. Их дети разъехались по многим царствующим домам Старого Света. В 1865 году датское королевство должно было заключить очередной выгодный династический брак. Младшая дочь датских королей Мария-София-Фредерика-Дагмара, или просто Дагмар, обручилась с наследником русского престола Николаем Александровичем Романовым. Юных Дагмар и Николая важность их союза для Европы мало интересовала – они искренне полюбили друг друга. Дело шло к свадьбе.
Неожиданно, накануне свадьбы молодой Николай Романов заболевает менингитом. Все понимают, что он обречен. Последние дни его предсмертной агонии в Ницце 17-летняя Дагмар проводит рядом, держа его за руку. После смерти Николая, место умершего брата на российском престоле предстояло занять следующему по старшинству сыну Александра II – Александру Александровичу. Оказалось, что он займет место брата не только на троне, но и рядом с Дагмар.
Счастливый брак
Они впервые встретились в те страшные дни болезни Николая. Вместе ухаживали за наследником. Сохранилась легенда, что умирающий Николай Романов попросил младшего брата не оставлять его невесту и сам благословил их союз. Из Ниццы, где скончался Николай, Александр уезжает уже страстно влюбленным и пишет письма датской принцессе, надеясь на взаимность. Через год, после окончания траура, Дагмар принимает предложение цесаревича Александра.
В 1866 году она отправляется в Россию. В Копенгагене на пристани её провожает, переживая за будущую жизнь в далекой России, её самый близкий друг – Ганс Христиан Андерсон.
В Петергофе, куда будущая императрица прибывает в сопровождении кораблей датских и российских ВМС её с ликованием встречают несколько десятков тысяч человек. Народная любовь и ликование будут сопровождать Дагмар все годы ее жизни в России, начиная с первых шагов на российской земле. Искренность, милосердие, обаяние, любовь к новой родине – все эти качества сделают её одной из самых почитаемых русских императриц.
Хотя их семейный союз, особенно в начале царствования, вызывал много недоумений. Петербургский высший свет считал, что простоватый по внешности и поведению цесаревич Александр Александрович Романов не совсем подходит утонченной красавице.
Принцесса Дагмар, в православном крещении Мария Федоровна, была не просто хороша собой – её фотографии раскупали, как в будущем станут раскупать портреты кинозвезд. Император Александр III красотой не отличался. Знаменитый памятник, на котором он восседает на лошади (когда-то памятник стоял на Знаменской площади, с 1918 года – площади Восстания, а сегодня находится во дворе Мраморного дворца) собрал немало едких шуток, самая острая из них – это четверостишье:
Стоит на площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапочка
Угадай, чей папочка?
Но, «мужицкая» внешность грубоватого военного скрывала нежного, любящего и заботливого мужа и отца. Они оба не любили официальных церемоний. По возможности, старались уединяться. Хотя, у Марии Федоровны, помимо семьи, была еще одна страсть – танцы. Она великолепно танцевала на балах, в то время как муж занимал себя застольной беседой. В вынужденной разлуке они писали друг другу нежные письма. В их счастливом браке родилось шестеро детей. Мария Федоровна сама занималась воспитанием детей. Своего первенца они назвали в честь умершего Николая. Он стал последним русским царем императором Николаем II.
Русская императрица
В статусе цесаревны (жены наследника престола) она пробудет 15 лет, императрицы – 13.
Жизнь страны все эти годы будет удивительным образом напоминать те же традиционные неторопливые порядки, что были заведены в семьи царствующих супругов. «Затишье перед бурей» - так назовут эпоху правления Александра III. Но, для Марии и Александра это было счастливым временем. Мария Федоровна активно занимает общественной работой.Возглавляет Российское общество Красного Креста, берет шефство над Кавалергардским и Кирасирским полками, открывает детские приюты, убежища для бедных. Вместе с императором Александр III участвует в создании фондов Русского музея. На деньги царской казны супруги заказывали картины художникам-передвижникам — Крамскому, Верещагину, Репину, Поленову.
После смерти супруга в 1894 году, и до конца жизни она носит титул вдовствующей императрицы. Время войны и революций переживает сначала в Киеве, затем в Крыму. Здесь её застает извести об отречении от престола сына, императора Николая II. В Крым же приходят первые слухи о гибели сына и его семьи в Екатеринбурге. Ее собственное будущее в те годы обсуждалось политиками и дипломатами в Петрограде, Москве, Копенгагене, Лондоне и Берлине. Но она мало беспокоилась о себе. Только уговоры родственников заставили Марию Федоровну согласиться покинуть Россию, приняв предложение английского короля Георга V. Она уезжает из империи в 1919 году, как ей казалось, на время, пока, не утихнет революционная буря, но в итоге получилось, что на долгих 9 лет.
Возвращение в Россию
После отъезда из России она живет в Англии, затем, с помощью родной сестры, королевы Великобритании Александры, покупает небольшой домик недалеко от Копенгагена, где и умирает 13 октября 1928 года, так и не дождавшись вестей о судьбе своего старшего сына. Её последним желанием было упокоиться рядом со своим супругом. Волю императрицы выполнили. В 2006 году прах датской принцессы Дагмар российской императрицы Марии Федоровны, как и 140 лет назад, на борту военного корабля датских ВМС торжественно перевезли в Россию. Любимую принцессу из Дании провожал военный оркестр и рота почетного караула. Гроб с телом матери последнего русского царя провезли через весь Копенгаген. В Петербурге, согласно ее последней воле, императрицу торжественно похоронили в Петропавловском соборе, усыпальнице российских императоров, рядом со своим супругом, Александром III.