«Горбатая чайка» ТЮЗа. Старейшему детскому театру исполнилось 93 года

Сегодня ты парень из народа, а завтра - царь. © / предоставлено ТЮЗ / АиФ-Петербург

Старейшему детскому театру страны - петербургскому ТЮЗу - исполнилось 93 года. Театр открылся в 1922 году сказкой Петра Ершова «Конёк-Горбунок» в постановке основателя театра Александра Брянцева. По традиции спектакль сыграли и в день рождения. А 25 февраля состоялась премьера студенческого спектакля «Дети Бемби» в режиссуре народного артиста России Валерия Дьяченко. 

   
   

«Горбатая чайка»

АиФ-Петербург: - Валерий Анатольевич, вы служите в ТЮЗе вот уже больше тридцати лет и столько же играете в «Коньке-Горбунке». Что же в этом спектакле такого, что он не сходит со сцены?

- «Конька-Горбунка» смотрят с удовольствием, ведь как бы ни менялись времена, человек остаётся прежним. Он так же чувствует, сострадает, волнуется, испытывает в жизни всё те же трудности. Спектакль идёт уже в седьмой редакции, «Конька-Горбунка» модернизировали, но мизансцены Брянцева сохранены. В спектакле участвует вся труппа, это единый ансамбль, «хоровое начало» нашего театра, когда сегодня ты - Гамлет, а завтра - ноги лошади. Я же начинал в спектакле «парнем из народа» и дорос до Царя.

АиФ-Петербург: - Правда, что «Конёк-Горбунок» считается символом ТЮЗа, как «Чайка» - МХАТа?

- Да, это наша «горбатая чайка», наша «Синяя птица». Надеюсь, этот символ будет существовать всегда.

АиФ-Петербург: - Всё-таки, по вашим наблюдениям, как меняются юные зрители? 

- Меняется техническое оснащение. Помню время, когда в артистов постреливали металлическими пульками. Потом высвечивали светодиодными лазерными устройствами. Сейчас могут достать планшеты. И всё-таки главное - тысячный зал смотрит и слушает с огромным вниманием. Особенно, когда приходят семьями. А вот с культпоходами мы боремся, потому что дети нацелены не на спектакль, а на общение друг с другом. Да ещё если педагоги предпочитают оставаться в буфете. 

   
   

Святое место

АиФ-Петербург: - А что такое «тюзятина»?

- Это означает - «сыграть сказочку» на уровне сюжета, считая детей несерьёзным зрителем и собеседником. А по замыслам Брянцева, ребёнок - серьёзный человек, и проблемы у него важные, поэтому играть надо так же, как для взрослых, только лучше. 

В ТЮЗе это культивировалось всегда, поэтому театр стал брендом Петербурга. Это святое место, где воспитываются душа и чувства, где создаётся «память впечатлений». А чем больше впечатлений, как говорил Алёша Карамазов, тем вероятнее, что спасён будет человек. 

АиФ-Петербург: - Но неужели вы изначально хотели быть артистом ТЮЗа?

- Так сложилось. Я ведь невысокого роста, а в большие театры нужны большие артисты (улыбается). Учился у Зиновия Яковлевича Корогодского и остался в ТЮЗе. Здесь для молодых больше возможностей, рано можно пробовать серьёзные роли. И замечательная атмосфера: все поколения - равны, все друг другу помогают. Это исторически здесь заведено и сохраняется. 

АиФ-Петербург: - И сейчас с молодыми вы ставите «Дети Бемби» как продолжение знаменитого спектакля «Бемби»? 

- Да, у автора, австрийского писателя Феликса Зальтена, есть продолжение истории. С героями, молодыми оленями, происходит всё, что случается в жизни с подростками. Они учатся не быть трусливыми, быть тонкими, умными, беречь и множить свой род. 

Спектакль вырос из студенческих упражнений «наблюдения за животными». Сейчас мы вместе с педагогами Театральной академии работаем над тем, чтобы «трудное сделать лёгким, лёгкое - привычным, привычное - красивым, красивое - прекрасным». Так нас учил Корогодский. Если удаётся и зал полон, для артистов это - трамплин к полёту. 

Смотрите также: