Старейшему детскому театру страны - петербургскому ТЮЗу - исполнилось 93 года. Театр открылся в 1922 году сказкой Петра Ершова «Конёк-Горбунок» в постановке основателя театра Александра Брянцева. По традиции спектакль сыграли и в день рождения. А 25 февраля состоялась премьера студенческого спектакля «Дети Бемби» в режиссуре народного артиста России Валерия Дьяченко.
«Горбатая чайка»
АиФ-Петербург: - Валерий Анатольевич, вы служите в ТЮЗе вот уже больше тридцати лет и столько же играете в «Коньке-Горбунке». Что же в этом спектакле такого, что он не сходит со сцены?
- «Конька-Горбунка» смотрят с удовольствием, ведь как бы ни менялись времена, человек остаётся прежним. Он так же чувствует, сострадает, волнуется, испытывает в жизни всё те же трудности. Спектакль идёт уже в седьмой редакции, «Конька-Горбунка» модернизировали, но мизансцены Брянцева сохранены. В спектакле участвует вся труппа, это единый ансамбль, «хоровое начало» нашего театра, когда сегодня ты - Гамлет, а завтра - ноги лошади. Я же начинал в спектакле «парнем из народа» и дорос до Царя.
АиФ-Петербург: - Правда, что «Конёк-Горбунок» считается символом ТЮЗа, как «Чайка» - МХАТа?
- Да, это наша «горбатая чайка», наша «Синяя птица». Надеюсь, этот символ будет существовать всегда.
АиФ-Петербург: - Всё-таки, по вашим наблюдениям, как меняются юные зрители?
- Меняется техническое оснащение. Помню время, когда в артистов постреливали металлическими пульками. Потом высвечивали светодиодными лазерными устройствами. Сейчас могут достать планшеты. И всё-таки главное - тысячный зал смотрит и слушает с огромным вниманием. Особенно, когда приходят семьями. А вот с культпоходами мы боремся, потому что дети нацелены не на спектакль, а на общение друг с другом. Да ещё если педагоги предпочитают оставаться в буфете.
Святое место
АиФ-Петербург: - А что такое «тюзятина»?
- Это означает - «сыграть сказочку» на уровне сюжета, считая детей несерьёзным зрителем и собеседником. А по замыслам Брянцева, ребёнок - серьёзный человек, и проблемы у него важные, поэтому играть надо так же, как для взрослых, только лучше.
В ТЮЗе это культивировалось всегда, поэтому театр стал брендом Петербурга. Это святое место, где воспитываются душа и чувства, где создаётся «память впечатлений». А чем больше впечатлений, как говорил Алёша Карамазов, тем вероятнее, что спасён будет человек.
АиФ-Петербург: - Но неужели вы изначально хотели быть артистом ТЮЗа?
- Так сложилось. Я ведь невысокого роста, а в большие театры нужны большие артисты (улыбается). Учился у Зиновия Яковлевича Корогодского и остался в ТЮЗе. Здесь для молодых больше возможностей, рано можно пробовать серьёзные роли. И замечательная атмосфера: все поколения - равны, все друг другу помогают. Это исторически здесь заведено и сохраняется.
АиФ-Петербург: - И сейчас с молодыми вы ставите «Дети Бемби» как продолжение знаменитого спектакля «Бемби»?
- Да, у автора, австрийского писателя Феликса Зальтена, есть продолжение истории. С героями, молодыми оленями, происходит всё, что случается в жизни с подростками. Они учатся не быть трусливыми, быть тонкими, умными, беречь и множить свой род.
Спектакль вырос из студенческих упражнений «наблюдения за животными». Сейчас мы вместе с педагогами Театральной академии работаем над тем, чтобы «трудное сделать лёгким, лёгкое - привычным, привычное - красивым, красивое - прекрасным». Так нас учил Корогодский. Если удаётся и зал полон, для артистов это - трамплин к полёту.
Смотрите также:
- Лучшие из глубинки. Провинциальные театры едут в Петербург →
- Свежим "Лягушкам" - две тысячи лет →
- Лев Додин: "Шоу атакует театр" →