Память легендарного актера советского кинематографа, любимца миллионов зрителей Алексея Смирнова готовятся увековечить в Петербурге. На днях в школе на Кирочной улице, где когда-то учился артист, продемонстрировали мемориальную доску, сделанную в его честь. Ожидается, что её торжественное открытие пройдет в ближайшие полгода.
Признание и крупные роли в лучших фильмах отечественного кинематографа дались Смирнову непросто. До зрительского обожания актеру пришлось пройти через жернова Великой Отечественной войны, страшную контузию, лишившую его возможности иметь детей, и горькую потерю любимых. Но, несмотря на все сложности, Алексей Макарович сумел оставить многим поколениям теплые, добрые и смешные образы, которые и сегодня вызывают сильнейшие эмоции у любителей кино.
SPB.AIF.RU вспомнил самые значимые кинороли заслуженного артиста РСФСР Алексея Смирнова.
«Полосатый рейс»
В советских картинах актер начал появляться с конца 1950-х годов. Одним из первых по-настоящему успешных фильмов с участием Смирнова был «Полосатый рейс» - здесь артист исполнил роль матроса Кныша, которому пришлось бороться с крупным и опасным хищником.
Создатели картины вспоминали, что инициатором съемок выступил Никита Хрущев. Он в 1959 году проводил встречу с императором Эфиопии Хайле Селассие, когда в ходе визита делегация отправилась в цирк на Цветном бульваре. Знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова принесла в ложу к лидеру страны маленьких тигрят, чем растрогала Хрущева. Тогда он и распорядился сделать кино с участием артистки цирка.
За основу взяли сценарий Виктора Конецкого, который описал реальную историю: на корабле освободились медведи и устроили большой переполох. В «Полосатом рейсе» главными героями стали тигры и лев.
Компанию Смирнову по актерскому ансамблю, помимо Назаровой, в картине составили блистательные артисты - Евгений Леонов, Алексей Грибов, Владимир Белокуров, Алиса Фрейндлих, Василий Лановой.
Большинство зрителей помнят эпизод, когда Алексей Макарович пытается удержать тигра за хвост. Трюк этот был опаснейшим и готовился целый месяц. Смирнов еще до репетиции опасного маневра ежедневно по несколько часов проводил у клетки с хищником, «общаясь» с будущим партнером по съемкам.
Старания создателей не прошли даром. «Полосатый рейс» стал признанной классикой отечественного кинематографа и собрал у экранов миллионы советских зрителей.
«Деловые люди»
Культовый комедийный режиссер Леонид Гайдай взял Алексея Смирнова в свою картину «Деловые люди», поставленную по мотивам рассказов О. Генри. Знакомство артиста с постановщиком в дальнейшем принесло ему статус любимца всего Советского союза.
В этот раз у Гайдая Смирнов сыграл в новелле «Вождь краснокожих». Артист вместе с Георгием Вициным исполнил роль одного из похитителей неугомонного сорванца Джонни Дорсета. Зрители были в восторге от комедийного таланта Алексея Макаровича. Стало ясно, что отныне Смирнову часто будут предлагать исполнить комичных персонажей. Конечно, это принесло актеру славу, но в дальнейшем он часто мечтал о драматических ролях.
«Вождь краснокожих» стал наиболее успешной из трех новелл, а издевательства юнца над своими похитителями предвосхитило появление на свет всемирно популярной голливудской картины «Один дома».
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
Одна из самых успешных и значимых советских комедий была дипломной работой выпускника ВГИКа Элема Климова. Артисты, задействованные в съемках, уже в процессе чтения сценария понимали, что картину «Добро пожаловать» ждет успех – настолько хорош был текст.
На главную роль здесь Смирнов не претендовал. Товарища Дынина мастерски исполнил Евгений Евстигнеев, который сумел донести важные фразы с экрана, сделав их крылатыми. Впрочем, его утверждать на «Мосфильме» не хотели – планировали поставить Михаила Пуговкина. Кандидатуру Евстигнеева отстаивал режиссер Климов и своего добился.
Алексея Макаровича утвердили на роль завхоза пионерского лагеря. Виктор Косых, сыгравший главного возмутителя спокойствия Костю Инночкина, впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всегда было много детей. Он любил проводить с ними время, ведь ранение на войне не дало ему возможность завести своих. Смирнов часто мастерил для юных актеров фильма игрушки из дерева.
По некоторым сведениям, актер часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов, где хотел усыновить мальчика Ваню, у которого был врожденный порок сердца. Ему это сделать так и не дали – ссылались на занятость Смирнова.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В 1965 году на свежую комедию Гайдая нельзя было попасть в кинотеатры. Смех в переполненных зрительных залах сотрясал здания – настолько успешным оказалась картина «Операция «Ы». Здесь режиссер вновь прибег к приему из трех новелл. Фразы из каждой растащили на цитаты. По сей день без этого фильма не обходится не один праздничный телеэфир.
Алексей Смирнов появился в тандеме с Александром Демьяненко в первой новелле «Напарник». Именно его герой изрек знаменитые «Кто не работает – тот ест», «У вас на стройке несчастные случаи были?» и финальное «Шурик, а может не надо?». Однако роль верзилы могла и не достаться ленинградскому артисту. На неё претендовал Михаил Пуговкин, но затем он сыграл прораба.
Картину в год выхода посмотрело 70 миллионов человек в СССР. Артистов узнавали на улицах, кричали вслед фразы из «Операции». Комедийный темперамент Смирнова был очевиден, однако по-настоящему артист раскрылся лишь после выхода на экран одной из главных военных кинолент.
«В бой идут одни «старики»
Великая Отечественная война круто изменила жизнь Алексея Смирнова. Он пошел на нее добровольцем, служил во фронтовой разведке и не раз бывал в тылу врага. Алексея Макаровича наградили медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», но сам он редко рассказывал о своем военном прошлом. Из-за тяжелой контузии Смирнов утратил возможность иметь детей. По этой причине, вернувшись после лечения домой в Ленинград, он решил порвать со своей девушкой Лидой.
Лишь спустя десятилетие, сыграв в кино массу комедийных образов, Смирнов получил роль, где сумел полностью выразить ту боль, с которой относился к войне. Возможность раскрыть драматический темперамент Алексею Макаровичу дал его близкий друг Леонид Быков. С ним Смирнов познакомился еще в 1964 году на съемках картины «Зайчик» в Ленинграде.
В роли механика Быков видел только своего друга. Режиссер чувствовал, что у них получится на экране блестящий альянс и не прогадал. Актеры могли импровизировать на ходу. Однажды, и этот момент попал в картину, герой Смирнова крестит улетающий на боевое задание самолет. Изначально эпизода не было в сценарии, его Алексей Макарович «принес» с собой с войны.
Большими призами фильм отмечен не был, за что Быков очень переживал. Но время все расставило по своим местам: «Старики» сегодня - одна из самых важных картин о той страшной войне.
Спустя пять лет после выхода фильма на экран Смирнова сразил сердечный приступ. Он больше полугода провел в Мариинской больнице. Там его навещал Леонид Быков – в последний раз он сделал это 25 марта 1979 года. На прощание режиссер «Стариков» выдал другу: «Будем жить, Макарыч! Будем жить».
Спустя две недели Быков погиб в автокатастрофе. Смирнов, узнав о смерти друга, почувствовал себя плохо и, вновь попав в больницу, скончался. Ему было 59 лет.
Смотрите также:
- Заикающийся Петька. Как актер Леонид Кмит покорил советский кинематограф →
- От Нелли Ледневой до тети Песи. 5 лучших фильмов Светланы Крючковой →
- В кино с того света. 5 популярных фильмов актера Андрея Зиброва →