Народному артисту РФ Алексею Герману удавалось пленять зрителей своей характерной, близкой к документальной, неповторимой манерой съемки. SPB.AIF.RU вспомнил самые значимые работы мастера.
«Проверка на дорогах» (1971)
В начале 1970-х годов режиссер решил поставить фильм по мотивам военной прозы своего отца – Юрия Германа.
Сюжет картины разворачивается в декабре 1942-го на территории Псковской области, которая на тот момент был оккупирована фашистскими захватчиками. Партизанскому отряду сдался в плен полицай, бывший красноармеец. Вокруг персоны предателя, сыгранного Владимиром Заманским, и происходят события, безусловно, одной из главных советских военных кинолент.
Картина, в актерский состав которой вошли блестящие артисты Ролан Быков, Олег Борисов и Виктор Павлов, была закончена в 1971 году. При этом Герман, известный своими фильмами-«долгостроями», подготовил ленту чрезвычайно быстро – всего за пять месяцев. Однако к зрителям картина шла очень долго. На худсовете «Проверку на дорогах» забраковали. Ленту сочли вредной и лживой. Картина на долгие годы легла на полку.
Лишь в перестроечные годы «Проверка на дорогах» дошла до зрителей. Фильм сразу после выхода отметили наградами. Приз «За лучшую роль» на Международном фестивале фильма о свободе и революции в польском Сопоте получил Заманский. Награду лента забрала и на МКФ в Сиднее. Также создатели фильма были отмечены Государственной премией СССР.
Алексей Герман, выбравший для экранизации повесть отца «Операция «С Новым годом!» впоследствии сам не мог объяснить, почему обратил внимание именно на этот текст. Родитель режиссера вовсе был недоволен произведением.
«Мне и самому трудно сказать. Книжка плохая, отец меня от нее отговаривал. «Операцию «С Новым годом!» он не любил. Уже написав ее, он выяснил, что сведения, которыми пользовался в момент работы, были неполны. Он не знал про одного из самых главных исполнителей операции. Это был Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза, необыкновенного достоинства, скромности, мужества, благородства человек с трудной судьбой», – вспоминал впоследствии Алексей Герман.
«Двадцать дней без войны» (1976)
Именно с этой работы зритель в полной мере мог познакомиться с творчеством мастера. Герман вновь решил снять фильм в жанре военной драмы.
В самый разгар войны фронтовой журналист майор Лопатин, сыгранный Юрием Никулиным, получает 20-дневный отпуск в ходе оканчивающейся битвы за Сталинград. Его он проводит в Ташкенте, где мирная жизнь сразу кажется ему непривычной. Даже в нелегкое военное время Лопатину удается пережить недолгую, но запоминающуюся любовь.
Сам Герман еще маленьким мальчиком был эвакуирован из Ленинграда именно в Ташкент. Режиссер, работая над картиной, вновь погрузился в детские воспоминания, показав нищету, разруху, голод и тревожное ощущение беды. Также многое мастер почерпнул и в повести «Из записок Лопатина», литературного первоисточника ленты, созданного Константином Симоновым. Писатель выступил и автором сценария к «Двадцати дням без войны».
Однако на «Ленфильме» не оценили чрезмерную реалистичность киноленты. Чиновникам не нравились бытовые подробности в повествовании. Но Герману удалось отстоять свое видение этой работы.
«Двадцать дней без войны» также собрал звездный состав исполнителей – Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Екатерина Васильева и Юрий Никулин. На кандидатуре последнего настаивал Симонов – именно его видел автор сценария военным журналистом, отмечая его внешнюю простоватость и склонность к иронии. Никулин долго тянул с ответом об участии в ленте и согласился только после личной встречи с Германом.
«Мой друг Иван Лапшин» (1984)
В 1980-х режиссер решает снять криминальную драму – вновь по произведениям своего отца Юрия Германа.
Действие картины разворачивается в 1930-е годы. Начальник угрозыска провинциального советского городка Унчанска Иван Лапшин (Алексей Болтнев) выслеживает убийцу Соловьева, который действует особо жестоко. Также милиционер попадает и в любовный треугольник, познакомившись с артисткой местного драмтеатра Натальей Адашовой (Нина Русланова), которая питает чувства к своему давнему приятелю журналисту Ханину (Андрей Миронов).
К постановке картины Герман, по обыкновению, подошел с особой тщательностью. Внимание уделялось мелким деталям из быта советских граждан в предвоенное время. Также режиссер вместе со своей супругой посещал ленинградскую тюрьму «Кресты», где общался с заключенными, присутствовал на допросах и участвовал в опознании убитых.
Серьезную работу мастер провел и при выборе актеров. Ему нужны были малоизвестные зрителю лица. Поэтому на главную роль Лапшина был назначен актер из Новосибирска Андрей Болтнев. Герман отмечал, что искал артиста «с печатью смерти на лице». Для роли журналиста Ханина нужна была долгая предыстория, но ей места в ленте не было. Поэтому на эту роль Герман взял Миронова – более профессионального актера. Сыграть Ханина также могли Анатолий Васильев и Александр Филиппенко.
После выхода фильм «Мой друг Иван Лапшин» был удостоен множества наград, в том числе и на международных кинофестивалях.
Сам Герман впоследствии вспоминал, что подорвал себе здоровье, погружаясь в детали преступного мира перед началом съемок.
«Считаю, что первые мои сердечные неприятности начались от этого. Я туда приходил, там сидел, а вся моя съемочная группа – оператор, второй режиссер – надевала шапки на лицо. Они не хотели на это смотреть, а я смотрел. Мне нужно было Лапшина впустить в этот мир, где все на грани обморока, а он смотрит на это как на работу: пришел, сделал, ушел. Мимолетный эпизод в его довольно грязной, вонючей работе», – говорил Алексей Герман.
«Хрусталев, машину» (1998)
Фильм, который во многом стал итоговым для режиссера Алексея Германа, находился в производстве с 1991-го по 1998 год – длительность в основном была связана с недостатком финансирования. «Хрусталев, машину!» впервые показали на Каннском фестивале в мае 1998 года. К фильму отнеслись резко полярно. Ряд изданий ругали картину за бессвязность, непонятность и мрачность. Другие же отмечали особый метод киномышления Алексея Германа. В Каннах картина провалилась.
В ленте показана история генерала-врача Кленского, который, почувствовав скорый арест, в конце февраля 1953 года бежит из Москвы, но затем оказывается арестован по доносу и жестко изнасилован подосланными заключенными. Внезапно его освобождают и срочно отправляют спасать умирающего Иосифа Сталина. Однако Кленский ничего сделать уже не смог. Лаврентий Берия милостиво отпускает главного героя домой. Кленский, осознавая невозможность вернуться к прежней жизни, выбирает для себя вариант легкого бытия.
Сценарий же киноленты основан на детских воспоминаниях Германа.
«Дело происходит, когда умирает Сталин и никто об этом еще не знает. Русский генерал. Огромный, красивый, который считает, что все это его не касается – то, что происходит в стране. Все занимаются евреями, а его – пронесет. И вот его судьба. Достаточно драматичная и любопытная. Еще там есть иностранец, который приехал, чтоб всем сделать хорошо, а сделал плохо. Есть мальчик, который вроде бы я сам, и чуть-чуть моя семья. Сталин и Берия тоже там существуют, но через призму этого генерала. И так плетутся три линии: генерал, иностранец, мальчик… Мальчик достаточно дрянной. Я, например, никогда не доносил на собственного отца, а в фильме мальчик пытается это сделать», – рассказывал Алексей Герман.
В основе названия фильма - реальная фраза, которую Берия бросил над телом Сталина, прежде чем уйти. Иван Васильевич Хрусталев был сотрудником органов безопасности, который дежурил в день смерти вождя на даче Сталина.