Вырваться из застоя
Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид написали о Шерлоке Холмсе по собственной инициативе, без всякого заказа, и прислали сценарий на «Ленфильм». Игорь Масленников был тогда руководителем творческого объединения телевизионных фильмов.
И хоть он не являлся поклонником детективной литературы, но по его собственному признанию обстановка в стране во «время застоя» была такой, что хотелось заняться чем-то приятным, не связанным с повседневностью.
Сценарий понравился и тем, что он назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», ведь в почти двухстах фильмах, снятых по Конану Дойлу, фигурировал только сыщик. Ватсон был фигурой второстепенной. Поэтому Холмс получался механистичным и однолинейным. А в сценарии подробно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух героев, и оба стали живым.
Вылитые англичане
На роль Холмса пробовались три разных актёра - Сергей Юрский, Александр Кайдановский и Василий Ливанов. Ещё до окончания проб Масленников сделал выбор: главного героя должен играть Ливанов, ведь в иллюстрациях к рассказам художника Сиднея Пэджета, друга Конана Дойла, работавшего по его указаниям, персонаж оказался удивительно похожим на него.
Кинематографическое начальство было против, мол, Ливанов - не очень хороший актёр, он непредсказуем, да и дружит с «зелёным змием». Но Масленников настоял.
Виталий Соломин как доктор Ватсон тоже не устроил «верха»: у актёра «русское курносое лицо», разве англичанин может быть таким? Но и тут Масленников основывался на документах: Соломин с наклеенными усами – это вылитый Конан Дойл в молодости!
Рина Зелёная, сыгравшая миссис Хадсон, настораживала возрастом - ей было 77 лет. Игорю Фёдоровичу прямо говорили: «Она уже выжила из ума». На Рина была нужна режиссёру не только как замечательная актриса, но и как человек, обладающий чувством юмора. О себе она говорила: «Я уже не Рина, я – руина».
Когда вышел фильм, и стало очевидно, что зрители полюбили миссис Хадсон, Масленников предложил актрисе увеличить роль, что-то дописать. Она ответила: «Нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится».
Пришлось «рявкнуть»
Исполнители ролей сэра Генри, дворецкого Бэрримора и его супруги нашлись в точном соответствии с поговоркой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Оператор картины Юрий Векслер попал в больницу с инфарктом. Когда Масленников пришёл его навестить, в палате уже были: супруга Векслера Светлана Крючкова и его друзья - Никита Михалков и Александр Адабашьян.
«Я посмотрел на них, и вдруг меня озарило – вот кого надо снимать в «Собаке Баскервилей»!
Актёры согласились, однако на площадке поначалу возникали разногласия с Михалковым - он чувствовал себя главным, отдавал распоряжения, менял реплики. Масленникову пришлось «рявкнуть», и всё встало на место.
Сложность возникла и с главной героиней - собакой. Нашли самого огромного дога в Ленинграде, но как сделать, чтобы морда «чудовища» светилась в темноте? В конце концов художники надели на дога маску, вырезанную из светоотражающей ленты, использующейся в производстве дорожных указателей.
Музыкальная идея фильма возникла у режиссёра, когда он увидел по телевизору культурную программу Би-Би-Си и услышал её заставку. Игорь Фёдорович позвонил в Москву композитору Владимиру Дашкевичу и поспросил его также посмотреть и послушать программу. Дашкевич пообещал, но забыл… Так повторялось недели три, а когда Масленников в очередной раз позвонил, Дашкевич, чтобы не расстраивать режиссёра, положил трубку рядом с роялем и сыграл то, что ему пришло в голову: «Если бы я послушал заставку Би-Би-Си, то стал бы сравнивать, искать, а здесь получилось то, что получилось. Помогла режиссёрская провокация. Ещё минуту назад мелодии не было, и вот - она существует».
Дух справедливости
История создания картины стала похожа на историю написания рассказов. Как известно, Конан Дойл не собирался так много писать о Холмсе, но произведения становились настолько популярными, что публика требовала ещё и ещё. То же самое произошло с фильмом.
«Я считаю, что пятый фильм «Двадцатый век начинается», можно было бы и не делать, - говорит режиссёр. – Возникли повторы, в общем, мы выдохлись. Актёры морально и физически устали играть одно и то же».
Ко времени окончания съёмок Рина Зелёная почти полностью потеряла зрение. Ну а Василий Ливанов, действительно, отдававший дань «зелёному змию», так испортил отношения с Масленниковым, что они много лет не разговаривали.
Картина же до сих пор остаётся любимой и востребованной.
Игорь Фёдорович так объясняет успех: «В героях есть чистота и нравственность. Они приходят на помощь попавшим в беду. Иной раз их деятельность противоречит букве закона, но на первом месте - дух справедливости. Это актуально всегда».
На Запад фильм попал ещё в 80-е годы через границу ГДР с Западным Берлином. Фильм стал распространяться на пиратских копиях и завоевал известность в Европе.
Королева Великобритании Елизавета Вторая наградила Василия Ливанова почётным званием кавалера Ордена Британской империи. Перед посольством Великобритании в Москве стоит скульптура, изображающая Холмса и Ватсона в исполнении Ливанова и Соломина.