Кинематографический стиль «нуар» был популярен за границей в 50-е годы. Для этого стиля характерны «черные», темные сцены, стирание грани между добром и злом, мрачная атмосфера и цинизм. Многие современные российские зрители не знакомы с таким жанром. Режиссер Станислав Говорухин решил оживить традицию и снял фильм-нуар «Weekend».
Преступление и наказание
Картина снята по мотивам французского романа «Лифт на эшафот». По сюжету, финансовый директор крупной компании Игорь Лебедев, находясь под угрозой раскрытия денежной аферы, решается на убийство, которое он совершает в последний рабочий день перед выходными. По воле случая финансист оказывается запертым в лифте, в котором ему предстоит просидеть субботу и воскресенье. Пока герой находится в подобной «тюрьме», в городе происходят судьбоносные для него события. В понедельник, когда мужчина выходит из лифта, ему предъявляют обвинения в убийстве – правда, в том, которое он не совершал. Герой осознает, что предсмертные слова жертвы, который просил убийцу не губить хотя бы себя, стали пророческими, и наказание настигло его.
Главную роль в фильме сыграл актер Максим Матвеев. По словам Станислава Говорухина, он заметил его еще в фильме «Стиляги».
«Мне он очень понравился. Остальные актеры нашлись в один день», - рассказал режиссер.
Кроме Матвеева в кино снялись Виктор Сухоруков, Екатерина Гусева, Александр Домогаров и Вячеслав Чепурченко. Несмотря на заявление режиссера о том, что актеры были подобраны очень быстро, кажется, что кастинг проходил долго: актеры идеально подобраны для ролей, которые исполняют в фильме.
«Смысл картины объясняют зрители»
Любимый персонаж самого Говорухина – следователь, которого сыграл Виктор Сухоруков. В фильме актер предстает умным и опытным специалистом, не лишенным черного юмора. Когда герой Максима Матвеева просит следователя опросить свидетельницу, которая сможет доказать невиновность финансиста, тот отвечает, что не может этого сделать по одной причине.
«Вы и ее убили!», - заявляет персонаж Сухорукова. «И ее?», - обреченно удивляется обвиняемый.
«Сухоруков хотел быть похожим на Жана Габена. А свой образ он слизал с Коломбо». - улыбается Станислав Говорухин.
Стоит отметить, что действие фильма разворачивается в неопределенной местности. Например, при выходе из отеля герои оказываются на морском побережье. Имена и фамилии у всех персонажей русские, а номера машин – иностранные. Эта история могла произойти в каком угодно городе.
«Я не заморачиваюсь, когда снимаю кино, - говорит режиссер.- Я просто делаю картину, а потом зрители мне объясняют ее смысл».
Хичкок по-русски
В кино совершаются три убийства, но фильм нельзя назвать кровавым: режиссер лишь обозначает то, что произошло преступление. У картины есть абсолютно все козыри для того, чтобы понравиться широкой аудитории – от кинокритиков до массового зрителя: захватывающий сюжет, хорошая актерская игра, качественная операторская работа, популярные молодые артисты и модное название фильма.
По словам Говорухина, изначально кино планировали назвать «Лифт на эшафот» - по одноименному роману, однако режиссеру запретили это делать. Тогда Станислав Сергеевич придумал современное название – «Уик-энд», но посчитал, что это слово некрасиво смотрится на афише. Так у фильма появилось два варианта названий – русское и английское.
Как и подобает фильмам в стиле «нуар», «Weekend» - черно-белая картина. Смотрится она на одном дыхании: интрига сохраняется на протяжении всей ленты. Как признался сам Говорухин, на его творчество повлияли фильмы Альфреда Хичкока, и в ленте «Weekend» прослеживается почерк американского мастера саспенса.
Съемки фильма закончились еще год назад, и все это время лента просто лежала на полке. Режиссер отсматривал пленку, вырезал некоторые моменты, и теперь картина готова к показу.
Фильм «Weekend» выйдет на большой экран в кинотеатре «Люксор» 16 октября. После кинопроката фильм покажут на канале «Культура».