Примерное время чтения: 7 минут
863

Баритоном по «Крыму». В Петербурге представили оперу-митинг о полуострове

Елена Ляшенко / АиФ-Петербург

Опера-митинг – так определил режиссер Юрий Александров жанр своей новой постановки «Крым», премьера которой состоится в театре «Санкт-Петербург Опера» 10 июля. Спектакль обещает быть резонансным – и благодаря злободневной теме, которая в нем затронута, и благодаря оригинальным постановочным решениям. Произведение охватывает три самых тревожных периода в истории полуострова: русско-турецкую войну, Великую Отечественную войну и события 2013-2014 годов.

Год за три месяца

Художественный руководитель «Санкт-Петербург Опера» Юрий Александров не скрывает, что задумал эту постановку именно по следам последних украинских событий. На подготовку у труппы было буквально три месяца, и в этот отрезок вместилась работа, которая обычно в театре занимает год: нужно было найти музыку, заново оркестровать ее, написать текст, подготовить костюмы, отрепетировать. Спектакль делали фактически с нуля – на руках был только клавир старой оперы забытого советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы», посвященной защитникам города в период Великой Отечественной войны.

Оперу Коваля перенесли в современные реалии. Фото: АиФ-Петербург / Елена Ляшенко

«Из четырех актов оригинальной оперы осталось чуть больше одного – было вырезано все славословие в адрес вождя, сокращена линия любви капитана и снайперши, - рассказывает Юрий Александров.- Любопытно, что все отрывки, посвященные Сталину, были написаны полностью в до-мажоре – их легко было выбросить без вреда для произведения. А, например, вальс меняется каждые два такта, словно композитор хотел сказать: это мое, это не троньте. Если бы было больше времени на подготовку, мы заказали бы новую музыку, но и у Коваля она звучит свежо и актуально, так что на нее хорошо лег современный текст».

Для актеров эта постановка стала испытанием. Фото: АиФ-Петербург /

В спектакле участвуют дети – по признанию руководителя музыкально-драматического театра «Синяя птица» Анастасии Удаловой, которая отвечает за детский хор, многие не поехали в летние лагеря ради возможности принять участие в постановке. «Разумеется, с детьми работать сложно, они подчиняются только когда им интересно,- говорит Юрий Александров. - Но как-то на репетиции был момент – входит хормейстер с темным лицом и говорит: «По телевизору передали, что на Украине погибли 40 детей». И после этого ничего не пришлось объяснять».

Из XIX века в XXI

Опера идет чуть больше часа без антракта. Он и не нужен, поскольку зритель здесь – полноправный участник действия. Тем, кто отправится на спектакль впервые, нужно быть готовыми к сюрпризам: сцены как таковой не будет, а все представление разворачивается посреди зрительного зала. Для этого кресла поставили вдоль стен и на сцене, а в центре зала появилась площадка, единственной декорацией на которой стала огромная карта Крыма на полу.

Все три условных акта оперы разделяют стихотворные интермедии от лица рассказчика, в котором угадываются черты президента России – баритон Никита Захаров, по словам Юрия Александрова, играет «человека сожалеющего, думающего и страдающего». Параллельно с выступлениями артистов на потолок транслируются кадры военной хроники, сквозь которые просвечивают как символ зыбкого мира нарисованные на плафоне ласточки.

Параллельно с действием на плафон транслируются кадры военной хроники. Фото: АиФ-Петербург / Елена Ляшенко

Образом русско-турецкой войны стали сестры милосердия, которые печально шествуют по импровизированной сцене с окровавленными бинтами в руках. Вслед за ними на сцену выбегает толпа веселых пионеров и комсомольцев, которые под разудалые звуки аккордеона кружатся в вальсе, но все обрывается с наступлением Второй мировой войны, которая стала одной из самых трагичных страниц в истории Севастополя. Здесь как раз разворачивается оставленная от оригинальной оперы Коваля линия любви капитана и снайперши.

Сестры милосердия стали символом скорби в спектакле. Фото: АиФ-Петербург / Елена Ляшенко

И кульминацией представления становится посвященная современным событиям часть – тревожные аккорды сопровождают панику на сцене: мечутся люди с баулами и детьми под мышкой, хор беженцев бросается к рассказчику с воззванием: «Возьмите нас с собой!»

«Позовут на Украину – поедем»

«Конечно, в этой опере немало политики и нашей собственной гражданской позиции, но я хочу подчеркнуть, что никто нам ее не заказывал и никто за нее не платил, мы все делали своими силами и исключительно на собственные средства, - говорит Юрий Александров. – Кто-то может сказать, что это популизм. Но был ли популистом Шостакович, который писал в осажденном Ленинграде в 1941 году свою Седьмую симфонию? Он просто не мог молчать, и мы не можем».

Главная тема постановки - противостояние мира и войны. Фото: АиФ-Петербург / Елена Ляшенко

Главной темой, как подчеркивают создатели спектакля, стали не война или политика, а любовь к Родине, многовековая война за Крым и душевные страдания людей, лишенных дома. По словам Юрия Александрова, близость актеров и зрителей станет испытанием как для одних, так и для других. «Мне уже звонили и пугали, но я отвечаю, что живу в своей стране и ничего не боюсь, - говорит режиссер. – И если нас пригласят выступить с этой оперой в Крыму или на Украине, мы с радостью поедем».

По задумке предполагался поистине грандиозный размах – оперу хотели ставить на Дворцовой или Красной площади с участием нескольких тысяч человек, а в конце либретто прописали партию Владимира Путина, который выходит и говорит с людьми. Окончательно от этой идеи не отказались. На недавнем открытии театра в Йошкар-Оле Юрий Александров лично пригласил на премьеру Дмитрия Медведева и Владимира Мединского, которые, по его словам, отнеслись к новости с удивлением и интересом.

В Петербурге опера-митинг будет идти весь сезон, а практически все собранные деньги будут переданы в фонд помощи беженцам из Украины. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах