Примерное время чтения: 5 минут
455

За или против? Состоялась премьера спектакля «Жизнь за царя»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты - Петербург 26/02/2014
Театр размышляет о революции и терроре.
Театр размышляет о революции и терроре. / из личного архива / АиФ-Петербург

Автор идеи и исполнительница сразу нескольких ролей - актриса Илона Маркарова. Режиссёр - Джулиано ди Капуа, итальянец из Швейцарии, живущий в Петербурге вот уже 18 лет. В 2008-м вместе с Илоной основал «Театро», спектакли которого (особенно «Монологи вагины») вызвали широкий общественный резонанс. Но «Жизнь за царя» - беспрецедентное явление. Трудно вспомнить, когда наши театры обращались к теме революционной борьбы.

Позитивная энергия

Илона Макарова: - Наш театр всегда интересовали социальные темы. Мне захотелось исследовать, когда и в каких обстоятельствах человек решается на террористический акт. Волею судьбы вышла на такую личность, как Вера Фигнер, революционерка, просидевшая 20 лет в одиночке Шлиссельбургской крепости. Сначала хотела сделать спектакль о ней, но потом поняла, что в организации «Народная воля» было немало таких же потрясающих людей. Спектакль построен по документам, письмам, воззваниям, «последним словам» подсудимых. Получается 20 персонажей, которых играют четыре артиста.

Мы не читаем историческую лекцию, надеюсь, спектакль подвигнет зрителей на то, чтобы поразмышлять самим. Есть ярлыки, что вот эти сумасшедшие народовольцы убили хорошего царя Александра Второго. Спектакль не говорит о том, что это - хорошие, а это - плохие. Мы представляем героев с максимальной достоверностью, раскрываем их души и порывы. У этих людей не было жажды наживы или славы. Они хотели служить народу. Совесть не позволяла сидеть в дорогих ресторанах или прохлаждаться на водах в Швейцарии. Целое поколение пошло в народ, чтобы учить грамоте, просвещать, лечить, а их обвинили в революционной пропаганде.

Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Но ведь народовольцы считаются первыми террористами в России?

- В письмах члены партии объясняли, что если бы был возможен диалог с властью, отказались бы от террора. Но за мирную просветительскую деятельность их сажали в тюрьмы, ссылали.

Поразительно, что в России мало что меняется. Это рождает мысль о том, что опять могут появиться люди, которых интересуют не слава и деньги, не собственный «пиар», а искреннее желание что-то сделать для народа. 

Сейчас многие боятся терроризма, кричат о революции. Ну а та же Вера Фигнер, которая вышла из заключения в 47 лет и дожила до революции, писала: «Что толку, если снова угнетённые сядут на место бывших властников? Они сами будут зверьми, даже, может быть, худшими… Надо начать серьёзную и воспитательную работу над собой… Когда человек поймёт в человеке, что он высокая индивидуальность, что он большая ценность, что он свободен так же, как другой, только тогда совершится духовная революция и навсегда отпадут заржавленные цепи».  

Мрачные страницы

- Джулиано, каково вам было погружаться в мрачные страницы русской истории? 

- Да у нас весёлый, человечный, трогательный спектакль. Я люблю говорить о проблемах так, чтобы герои стали симпатичны зрителям, только тогда публика соглашается их понять и пройти по их мозговым извилинам. Эти революционеры - не мрачная, а одна из самых прогрессивных страниц истории России. Можно сказать, что это чеховские герои, только у Чехова они постарели и стали трагикомичными. В нашем спектакле революционеры молоды - самому старшему Желябову было всего 30 лет.

Вот если бы мы делали спектакль про сегодняшних гаишников и таможенников - история была бы мрачная. Потому что они действуют ради наживы, а те ребята были одухотворёнными, озарёнными идеей и великой целью образовать Россию. Учителя, врачи, инженеры - они пошли в глушь и грязь, чтобы помочь народу. А на них обрушились с гонениями. 

- Почему вы назвали спектакль «Жизнь за царя»? В опере Глинки у названия ведь совсем другой смысл.

- Летом мне предложили поставить Глинку в рамках проекта «Опера для всех». Я оказался занят и сделать не смог. Но название в голове застряло. У нас оно, действительно, имеет противоположный смысл. Но если помните, у Глинки вначале было - «Смерть за царя», а потом решили, что это звучит мрачно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах