С душевной болью
Елена Петрова: - Насколько я знаю, выражение «Слово и дело государево» возникло в XVII веке, его выкрикивали, когда хотели на кого-то донести. Чем вас, иностранца, увлекла эта тема?
- Само погружение в историю - увлекательно. Идея обратиться к временам «Слова и дела» пришла в голову нашей актрисе Илоне Маркаровой.
Полтора года мы изучали материалы: письма патриарха Никона, протопопа Аввакума, Богдана Хмельницкого, Семёна Дежнева, челобитные крестьян, дьяков, служилых людей. Илона сделала переводы старорусских текстов на современный язык, кое-что приходится объяснять, ведь молодое поколение не знает даже, что такое челобитная, раскол церкви… Некоторые тексты написаны прекрасным языком, другие - совсем корявым, есть курьёзы, к примеру, письмо царю одного взяточника и лгуна - на тридцати страницах с рисунками и нравоучительными цитатами из Евангелия.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/008/960/e058d8cc7b348fe3af07f155c54992d3.jpg)
«Слово и дело» - это обязанность каждого доносить об угрозе государственной безопасности на соседей, близких и даже родных. Страх становился для людей движущим мотивом.
Мне как итальянцу проще смотреть на российское прошлое - незамутнённым взглядом, но, конечно, с душевной болью.
При этом важно подчеркнуть, что наш спектакль - оптимистический. Хочу, чтобы было и больно, и задорно, чтобы был смех сквозь слёзы - всё то, что я так люблю в театре.
Мы ставим вопросы, а зритель пусть сам сделает выводы. И если кто-то захочет больше узнать об истории страны, что-то почитать, если театр сможет осуществить эту задачу - меня очень устроит.
- У вашего театра уже есть свой зритель?
- Думаю, да. Зритель помогает держать планку, хоть в целом петербуржцы холодноваты. Москвичи проще, добрее и - богаче! А это так важно, когда продаёшь билеты на спектакль.
При царском дворе
- В прошлом сезоне ваш «Театро Ди Капуа» стал лауреатом «Золотой маски» за спектакль «Жизнь за царя». Награда изменила жизнь?
- Самолюбие потешил, родители, которые живут в Цюрихе, порадовались. Теперь с нашим театром охотнее сотрудничают артисты, больше доверяют, в новом спектакле сценографию сделал Максим Исаев из знаменитого «АХЕ». Правда, комитет по культуре финансирование не увеличил… Да и помещения у нас нет, скитаемся по городу.
Может быть, на волне лауреатства нужно было активнее заняться нашей раскруткой, но подоспела работа над «Словом и делом», да и в кино пошли роли.
Вот почему я сейчас с бородой? Снимаюсь в историческом сериале, посвящённом Ивану Третьему, который правил Россией со второй половины XV века. Я играю итальянца при царском дворе. Тогда, действительно, в России работали итальянцы, к примеру, строили московский Кремль. И у моего героя был реальный прототип - человек, который чеканил монеты и был дипломатом. В России его называли Иваном Фрязиным, именно ему Иван Третий поручил миссию отправиться в Рим и сосватать в жёны царю византийскую принцессу Софью Палеолог. Миссия удалась.
Но, конечно, мой образ - собирательный. В принципе - это прощелыга, любящий деньги, с ним происходит множество перипетий. Снимаем на «Мосфильме», где построены шикарные декорации, а какие костюмы!
…Кстати, в разные эпохи в России побывало немало итальянцев, так что, надеюсь, работа для меня ещё найдётся (смеётся).