Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.
Жестокий, но справедливый
Елена Петрова, SPB.AIF.RU: - Не буду раскрывать интригу, но, по-моему, такого коварного героя, как в «Контрибуции», вы ещё не играли?
Сергей Перегудов: - Всегда любопытно пробовать новое, ну а насчёт «коварства»… Высшая похвала, когда говорят: «Вы играете негодяя, но так его жалко!» Ещё Станиславский учил: «Играя доброго, ищи, где он злой, играя злого - в каких вещах он добрый». Нет ни хороших, ни плохих, все привязаны к обстоятельствам, становятся их заложниками.
Я буду рад, если молодое поколение променяет стрелялки и блокбастеры на наше кино. Не призываю, но уверяю, что фильм интересный: даже меня, знающего сюжет, держит его детективная составляющая.
- А зрителей держит созвездие блестящих петербургских артистов, причём разных поколений.
- По сценарию мы почти всегда вместе, десять артистов в одной комнате, а ведь все заняты в разных театрах. Поэтому съезжались на «Ленфильм» после спектаклей и снимали ночью. Эмоциональный заряд держался часов до пяти утра, а ближе к семи, когда начинались крупные планы, организм уже отказывался что-либо понимать. Иногда, в перерывах, какие-то полчаса удавалось вздремнуть, но режиссёр быстро нас взбадривал.
- Снежкин на площадке крут? Говорят, может и крепкое словцо употребить?
- С Сергеем Олеговичем я работаю уже на третьем проекте, что считаю ценным и поучительным: Снежкин соединяет интеллект с долей иронии по отношению ко всему. Режиссёр порой и жесток, но справедливо, ведь он пытается создать настоящее искусство. Насчёт крепкого словца - да, это известно. Важно другое: на площадке Сергей Олегович всех, и не только артистов, называет по имени-отчеству.
У нас в институте на первом курсе было такое задание на тренировку памяти: выучить отчества однокашников, а нас было 30 человек. Так до сих пор помним, хотя прошло уже много лет. Называя по имени-отчеству, по-другому начинаешь слушать человека, не дежурно, а более внимательно.
- Сергей Викторович, вы ведь и сами наделены изрядной долей иронии?
- Вдвойне прекрасна самоирония, ты становишься адекватным человеком. А если без юмора к себе относиться, сразу выпирает гордыня. Коварное слово «успех» лучше не впитывать, а услышать, порадоваться и забыть.
- А как перенести «неуспех»?
- Попытаться понять, зачем тебе что-то даётся, или - не даётся, хотя ты очень хочешь и прилагаешь усилия. Примириться трудно, но в этом и есть мудрость жизни. И промысел Божий: значит, тебе это не полезно.
Идеальная формула
- У вас в театре новый спектакль «Демоны». Поделитесь со зрителями: на какой спектакль лучше идти - на премьеру, или подождать спектаклей десять, чтобы артисты «притёрлись»?
- Мне кажется, самое прекрасное - генеральный прогон и премьера. Известен закон «второго спектакля»: он получается неудачным. В любом случае - ходите в театр! Он никогда не сдаст свои позиции кино, ведь действие происходит на ваших глазах, завтра спектакль будет уже другой. И это идеальная формула.
- В какие ещё актёрские приметы верите, кроме «закона второго спектакля»?
- Стараюсь на приметах не зацикливаться, иначе в голове начнётся каша. Важно, что ты несёшь своей профессией. Мы дружим с Оптиной пустынью. И когда поздравили друг друга с началом Великого поста, монахи написали: делай всё, что хочешь, но с любовью.
Пост у каждого заключается в том, что он хочет в себе смирить. К примеру, не лезть в социальные сети. Надо не жалеть себя, ведь человек крепок и духовно, и телесно.