Играть ресницами
- Анвар, сейчас главное в жизни - съемки?
- По занятости, по затратам времени - да. Но это не значит, что сериал заполняет всю жизнь. Еще есть спектакли, репетиции, гастроли. Конечно, кино дает возможность набраться актерского опыта. В «Лицедеях» мы и на стадионах работали. А в кино, на крупном плане, нужен минимализм, нюансы - движение бровей, уголков губ, как говорят - сыграть ресницами. Поначалу была еще одна трудность - учить большие тексты. Сейчас освоился, вот только с озвучиванием сложности. Театральный институт ведь не заканчивал, сценической речью не занимался, у меня вместо дикции - «дефекции»: из 33 гласных и согласных половина получается шепеляво-свистящих. Но режиссеры говорят, что это подчеркивает мою индивидуальность.
- Сниматься изо дня в день тяжело?
- Ну, в Голливуде для американских актеров такие нагрузки - норма. Я благодарен судьбе и продюсеру за интересную работу. Ведь есть целая плеяда актеров, особенно молодых, которые мечтают попасть в любой проект, потому что это дает «раскрутку» и «засветку».
- А для вас они разве не важны?
- Спокойно отношусь. Ведь это как снег: сегодня выпал, завтра растаял. Или как попсовый пузырь - пока деньги вливают, проект раскручивается, а потом сдувается, остаются одни «неподкрепленные понты». Вопрос частого мелькания на экране? Я единственное, чего боюсь, - девальвации, поэтому
лучше меньше, да лучше.
- Говорят, что в спектаклях «Лицедеев» вы накладываете грим за несколько секунд, а в сериале - еще быстрее?
- В сериале я не сам гримируюсь, здесь работают профессионалы. На меня очень много тона уходит, потому что обычно гримируют лицо, а мне приходится еще и голову. Одни убытки...
Профессор новой формации
- Когда на экране появляется ваш Гуру, смотреть становится интереснее. Сами придумываете шутки, трюки?
- Многое, действительно, придумывается прямо на площадке. Но просто трюки неинтересно, нужно - с отношениями героев, с психологией. Когда мы снимаемся в паре с Андрюшей Федорцовым, фонтанируем идеями. Все наши предложения принимаются. Но вопрос - войдет ли это в картину при монтаже?
- Мне кажется, такого профессора, как ваш Грошев, на экране еще не было.
- В нашем кино существует два сильнейших образа профессоров - Паганель и Плейшнер. А в целом понятие «профессор» обязательно связывают с рассеянностью, очками, шляпой, мятыми брюками, пыльным плащом. У моего Гуру «неформальная» одежда, - я и сам предпочитаю индивидуальный стиль, не люблю «брендов», «бутиков», но постепенно мой Гуру становится все более элегантным. Грошев - профессор новой формации.
- И помоложе Паганеля с Плейшнером?
- Да, но если долго будем снимать, так и постареет (смеется).
- Долго еще будете снимать?
- На то есть две воли - продюсера и Божья. А для актера к этому прибавляется еще одна - режиссера.
Слава пришла давно
- Благодаря сериалу ваша слава возросла?
- Честно? Я ее боюсь... Выхожу я как-то из «Чаплин-клуба» - много лет назад это было - и в темноте стараюсь открыть свои «Жигули». Тут ко мне со всех ног бросается парочка. Ну, думаю - за автографами! А мужчина заламывает мне руку, кричит спутнице: «Отбери у него ключи!» - «Да вы что?!» - «Молчи, гад, угонщик!» - «Это моя машина!» - «Нет, моя». И тут вижу рядом свою «шестерку»: машины абсолютно одинаковые, вплоть до багажников и грязных номеров.
А в другой раз еду в метро, все на меня оборачиваются, улыбаются. Ну, думаю, вот она, слава! Дома жена открывает дверь: «Ты в таком виде ехал?» - «А что?». Подхожу к зеркалу и вижу, что забыл снять грим: нос и уши красные, губы намалеваны белым. При этом в метро я еще с умным видом читал газету.
- Объясните, благодаря чему клоун-мим-театр «Лицедеи» смог вполне благополучно просуществовать от советского времени до нынешнего?
- Городской сумасшедший, деревенский дурачок - это же часть инфраструктуры, жизни. Шуты были и при королях, они нужны любой власти. Дураку ведь все позволено, он может сказать правду. Тут еще и Ванька-дурак, герой русских сказок, он всегда выигрывал. А наш театр не только выжил. У нас теперь есть новое двухэтажное помещение на Петроградской стороне. Думаю, за лето переедем. И еще одна новость - на днях из-за границы в Питер вернулся Леонид Лейкин - клоун от Бога!
- Что нового вы готовите не как киноактер, а как лицедей?
- А сейчас я репетирую сольную программу «Не любите ли вы театр, как не люблю его я, или Глазами клоуна».