В конце 50-х - начале 60-х годов на советские экраны выходят два легендарных фильма, снятых по произведениям Михаила Шолохова, - «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Картины, показывающие жизнь казачества, стали одними из лидеров проката тех лет. О том, что связывает эти ленты, читайте в материале SPB.AIF.RU.
Актеры двух эпопей
Режиссер Александр Иванов пригласил в работу над своим фильмом ряд актеров, которые ранее полюбились зрителям по экранизации другого романа Михаила Шолохова - «Тихий Дон».
К примеру, роль ленинградского рабочего Семёна Давыдова, который приезжает в казачий хутор Гремячий Лог, чтобы помочь с коллективизацией, блестяще исполнил актер Петр Чернов, который в «Тихом Доне» сыграл небольшую, но яркую роль хорунжия Ильи Бунчука.
Интересно, что творческий потенциал в Чернове в свое время разглядел Немирович-Данченко. Именно благодаря нему Петр в свое время остался в профессии. Как рассказала в одном интервью Ольга Бубенчикова, племянница Петра Григорьевича, еще участь в ГИТИСе он переживал сложный период: из-за нехватки денег, Петр подрабатывал ночами на вокзале, недосыпал и недоедал. В итоге он принял решение ехать домой.
«Когда Владимир Иванович услышал, что Петр Чернов уезжает обратно в Сибирь, то примчался на вокзал, снял дядю прямо с поезда, привез к себе домой, и Петр два месяца у него жил на иждивении. Немирович-Данченко сказал тогда Петру: «Твой талант не должен в Сибири пропасть!» И Петр помнил эти слова всю жизнь. Потом Петр тоже всю жизнь помогал молодым актерам», - вспоминала Ольга.
По ее словам, в родном Анжеро-Судженске Петр Чернов проводил творческие встречи. Когда там впервые показывали «Поднятую целину», то после сеанса он выступал перед местными жителями, рассказывал о съемках и друзьях-актерах.
Роль антагониста Семена Давыдова - есаула Половцева, главного врага коллективизации в Гремячем Логу - исполнил Петр Глебов. Любопытно, что ранее в эпопеи о донском казачестве он предстал в образе главного персонажа Григория Мелехова.
Позже актер признавался, что день, когда он был утверждён на роль Мелехова, стал вторым днём его рождения.
«Когда пошла молва о начале работы над фильмом «Тихий Дон», сердце моё не защемило: я уже свыкся с мыслью, что рассчитывать в кино на большую роль с моим лицом нечего. Тем паче, что Сергей Герасимов (режиссер картины – прим.) едва ли не месяц ни «да», ни «нет» не говорил, убедиться хотел, что я в 40 лет могу двадцатилетнего сыграть. Зато в первый же день начала съёмок сказал моей жене: «Он даже не представляет, что теперь будет с его жизнью!».
После выхода картины «Тихий Дон» на экраны, артист действительно стал известен всей стране.
Одним из ярких женских образов в «Поднятой целине» стала Гликерия Никитична Нагульнова. У гулящей красотки Лушки и героини «Тихого Дона» Дарьи Мелеховой было не так много общего. Но обе эти роли блестяще исполнила актриса Людмила Хитяева.
Известно, что на роль Лушки пробовали шесть актрис. Режиссер Александр Иванов позже вспоминал, что на пробах они слишком старались изобразить разгульность героини, и лишь Хитяевой удалось, сохранив естественность, показать привлекательность Лушки, ее драму несостоявшейся души.
«Глядя на экран, нельзя не согласиться, что это - шолоховская казачка. Сколько достоверности, обаяния, до мельчайших подробностей все в ней донское, все станичное... Так просто и легко это сыграно и вместе с тем так глубоко драматично!», - так охарактеризовал игру Хитяевой ее партнер по съемочной площадки Евгений Матвеев, сыгравший Нагульнова в «Поднятой целине».
Гений-чудак
Стоит отметить, что в работе над третьей серией фильма принял участие композитор Олег Каравайчук, которого одни считают гением, другие – известным чудаком.
Музыкант, который в наши дни играет на концертах, обмотав голову наволочкой, чтобы никого и ничего не видеть, еще в советское время обладал эксцентричным стилем. По его словам, из-за странного вида и темных очков в советское время его неоднократно забирали в милицию как "шпиона", бомжа или наркомана.
"Раз на вокзале в Москве Шукшин из-за меня дал по морде какому-то менту, который ко мне на перроне приклеился, будто я шпион. Мент Шукшина узнал и молча ушел", - вспоминал он.
Музыкант, чья жизнь окружена легендами, начал работать в кино с 1953 года. Как рассказывал он сам, это было единственным его творчеством, которое не запрещал КГБ.
Сейчас Каравайчук - автор музыки более чем к 150 художественным и документальным фильмам. Правда, работу над некоторыми лентами, он вспоминает неохотно:
«В кино меня всегда предавали. Режиссёры, ничего не понимая, довели до вегетативного невроза. Меня выгоняли, говорили, что исписался, брали другого композитора, потом опять возвращались ко мне. Вот для Сергея Бондарчука я написал музыку к картине «Красные колокола» про революцию. Когда фильм показали высокому начальнику, тот сказал: «Убрать композитора, его музыка нарушает план вооружённого восстания».
И режиссёр, вместо того чтобы меня защитить, взял другого. Через несколько лет я встретил его на «Мосфильме». Он почти заплакал: «Ты мне такую музыку написал, на крови, а я тебя выгнал. Прости меня». Простил, конечно».