Примерное время чтения: 6 минут
554

Курьерный рост. Приезжих стало меньше, но зарабатывают они больше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Петербург 02/04/2025
Из 1500 проверенных курьеров примерно у 300 оказались те или иные проблемы с законодательством.
Из 1500 проверенных курьеров примерно у 300 оказались те или иные проблемы с законодательством. Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти

В марте в Петербурге прошла масштабная проверка курьеров служб доставки, которые используют для передвижения электроскутеры и мопеды. Помимо наведения порядка на улицах и тротуарах города, у этой акции была и другая цель – усиление контроля над мигрантами, которые составляют до 90% курьеров.

Позиция официальных властей проста: мигранты должны соблюдать российское законодательство, в том числе и налоговое, а нарушители должны покинуть и город, и страну. По мнению экспертов, это ведёт к неожиданным изменениям на рынке труда. Подробности – в материале spb.aif.ru.

Мопеды закидали в грузовик

Массовые проверки документов у рабочих на стройках и рыночных торговцев стали для Петербурга и Ленобласти делом, можно сказать, привычным – только на прошлой неделе мы рассказывали о масштабной проверке на Апраксином дворе, где правоохранители интересовались у продавцов в торговых точках не только происхождением продукции, но и соблюдением миграционного законодательства.

А вот столь масштабная проверка курьеров служб доставок, да ещё и с акцентом на использование ими мопедов, прошла впервые. В полиции её назвали бесхитростно – «Электровелосипед». Как можно понять из сообщения ГУ МВД Петербурга и Ленинградской области, улов оказался богатым. Из примерно 1500 проверенных велосипедистов две трети были привлечены к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Фото: Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти
Фото: Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти
Фото: Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти

Большинство нарушителей оказались курьерами служб доставки, управлявшими электровелосипедами, у таковых мопеды изымали, специально в рамках проверки были подогнаны грузовики. Кстати, за пять дней, пока проводилась операция, в Петербурге было зарегистрировано девять ДТП с участием электровелосипедистов, в которых пострадали три человека – так что проблема не надуманная.

Один из курьеров даже стал фигурантом уголовного дела, попытавшись подкупить сотрудника ДПС. Это произошло в Московском районе. По итогам проверки подтвердилось и очевидное – значительная часть курьеров-нарушителей являются иностранными гражданами. Причём каждый пятый, как оказалось, находится в России с нарушением миграционного законодательства.

«В такой ситуации у полиции возникают вопросы о приёме таких специалистов на работу, их проверке работодателем, в том числе по линии соблюдения санитарных требований, с учётом того, что бóльшая часть доставки связана с продуктами питания», – заявили в Главке.

60% мигрантов уехали?

То, что у официальных властей всё больше претензий возникает даже не к самим мигрантам, а к тем, кто берёт и устраивает их на работу, подтверждает и позиция вице-губернатора Петербурга Игоря Потапенко. По его словам, сейчас рассматривается инициатива, согласно которой нести полную ответственность за иностранного сотрудника будет пригласивший его работодатель. Помощь в этом окажет и система патентов.

«Выдача патентов определяет место, в котором будет работать тот или иной гражданин, приехавший в Петербург. Если он приехал работать строителем, то он должен работать строителем, если приехал курьером работать и получил патент, то он будет работать курьером», – пояснил Потапенко.

В целом, по его словам, ситуация с миграцией в городе на Неве постепенно меняется в лучшую сторону – сейчас в Петербурге официально зарегистрированы и трудятся 210 тысяч иностранцев, что на 60% меньше, чем годом ранее. При этом денег в казну они приносят больше: выплаты от патентов в бюджет за год выросли с 6 до 9 млрд рублей.

Однако понятно, что поле для работы ещё есть – ведь официальная статистика учитывает только тех, кто полностью легализовался. Но даже итоги операции по курьерам показывают, что из 1500 проверенных у примерно 300 оказались те или иные проблемы с законодательством.

Мнение эксперта

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев:

«Надо понимать, что часть проблем с мигрантами связана с той странной ситуацией, которая существует на рынке труда в России. Например, сейчас в сфере строительства сложились крайне негативные условия (неподъёмная цена квадратного метра для потенциального покупателя и запредельно дорогая ипотека). Поэтому новые объекты не спешат начинать строить. Вполне возможно, что застройщикам сейчас не нужно столько рабочих – в первую очередь мигрантов, вот они и уезжают. С другой стороны – происходит резкое удорожание рабочей силы, когда, например, доставщик зарабатывает 100–150 тыс. рублей. В этих условиях вполне рационально молодому квалифицированному специалисту сменить работу и идти в курьеры, где уровень заработка вдвое выше. И во многом происходит это благодаря усилению контроля за мигрантами. Это не означает, что контроль не нужен, но в кратко- и среднесрочной перспективе может привести к заметному росту спроса и оплаты труда неквалифицированных работников».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах