21 ноября в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина откроется десятый мультимедийный международный фестиваль «Электро-Механика». Ежегодно он представляет разные грани электронного аудиовизуального искусства: экспериментальную и танцевальную музыку, цифровой видеоарт, видеоклипы, инсталляции и перформансы.
Один из хедлайнеров «Электро-Механики»-2015 – Ханс-Йоахим Роделиус, основоположник современной немецкой школы электронной музыки. В этом году музыкант отметил восьмидесятилетие и перед приездом в Петербург ответил на вопросы SPB.AIF.RU.
SPB.AIF.RU: - До того, как посвятить себя музыке, вы работали кровельщиком, детективом, массажистом, физиотерапевтом. Какие остались воспоминания о том времени?
- Да, я был ещё и специалистом по лечебной физкультуре, и санитаром в хосписе. Всё, что я делал, было связано с помощью людям. И в творчестве для меня на первом плане человеческое, и только потом уже академические традиции.
- Как вы пришли к музыке?
- Одна из моих пациенток была пианисткой. Она ввела меня в круг художников и открыла мне глаза на мое настоящее призвание.
Я много внимания уделяю и литературной деятельности, в основном пишу поэмы. Сейчас работаю над автобиографией.
- Берлин нередко называют столицей современного искусства. Вам там хорошо работается?
- В Берлине я родился, в 1943 году нас с мамой эвакуировали. После войны вновь вернулся, жил в Восточном Берлине, выучился на физиотерапевта в университетской клинике «Шарите», в 1960-м перебрался в западную часть города.
В Берлине мне было уютно, но сейчас я лучше всего чувствую себя в своей «башне из слоновой кости».
- В 1968 году вы вместе с экспериментальным музыкантом Конрадом Шницлером основали в Берлине знаменитый андеграундный клуб «Zodiak Free Arts Lab». С тех пор электронная музыка сильно изменилась?
- Конечно. Во-первых, музыка развивается сама по себе. Во-вторых, развиваются цифровые технологии, появляются новые музыкальные инструменты: терминвокс, траутониум Оскара Сала.
«Zodiak», объединивший немецких музыкантов, послужил в каком-то смысле толчком к популяризации электронной музыки, хотя она сначала трудно воспринималась слушателями.
- В вашем творчестве были поворотные моменты?
- Поворотных моментов не было, только постоянное движение вперёд в поиске собственного музыкального языка.
- Кто ваши слушатели?
- Люди всех возрастов, национальностей, социальных слоёв и вероисповеданий.
- Вы общаетесь с молодыми электронными музыкантами?
- По большей части только с ними и сотрудничаю.
- В 2008 году вы участвовали в двенадцатом фестивале SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) в составе группы «Harmonia». Какие у вас впечатления от Петербурга и нашей публики?
- Я был в восторге от душевности и открытости людей, с которыми встречался. От куполов петербургских соборов, от наследия русских писателей, которое так заметно в вашем городе. Я очень ценю российскую духовность, приверженность традициям.
- Что вас вдохновляет?
- Сильные духом люди, которые не сворачивают с выбранного пути: Лев Толстой, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Нельсон Мандела – они боролись за правду, рискуя жизнью.
- Умение импровизировать – это дар, или оно приходит с опытом?
- Трудно сказать. Мне кажется, способность импровизировать связана с готовностью к смелым к экспериментам, творческим вызовам, а часто просто зависит от настроения.
- Какую музыку вы слушаете?
- В основном классику: Прокофьева, Римского-Корсакова, Стравинского, Бородина, Дворжака, Бетховена, Дебюсси, Эрика Сати.
- А творчество Сергея Курёхина Вам близко?
- Мне очень близко мировоззрение Сергея – нонконформизм, внутренняя свобода. Его творческий подход очень схож с нашим, немецким, особенно в том, что касается постоянного поиска новых музыкальных форм. Я очень рад, что снова буду выступать в Петербурге в Центре Курёхина.
Смотрите также:
- «Терем-квартет» представит в Филармонии спектакль-концерт «Музыка смыслов» →
- Жажда красоты и правды. Олег Погудин о материальном и духовном →
- Михаил Турецкий: «Наш хор контролируется сверху» →