Ханс-Йоахим Роделиус: «Мне близко мировоззрение Курёхина»

   
   

21 ноября в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина откроется десятый мультимедийный международный фестиваль «Электро-Механика». Ежегодно он представляет разные грани электронного аудиовизуального искусства: экспериментальную и танцевальную музыку, цифровой видеоарт, видеоклипы, инсталляции и перформансы.

Один из хедлайнеров «Электро-Механики»-2015 – Ханс-Йоахим Роделиус, основоположник современной немецкой школы электронной музыки. В этом году музыкант отметил восьмидесятилетие и перед приездом в Петербург ответил на вопросы SPB.AIF.RU.

SPB.AIF.RU: - До того, как посвятить себя музыке, вы работали кровельщиком, детективом, массажистом, физиотерапевтом. Какие остались воспоминания о том времени? 

- Да, я был ещё и специалистом по лечебной физкультуре, и санитаром в хосписе. Всё, что я делал, было связано с помощью людям. И в творчестве для меня на первом плане человеческое, и только потом уже академические традиции. 

- Как вы пришли к музыке?

- Одна из моих пациенток была пианисткой. Она ввела меня в круг художников и открыла мне глаза на мое настоящее призвание. 

   
   

Я много внимания уделяю и литературной деятельности, в основном пишу поэмы. Сейчас работаю над автобиографией.

- Берлин нередко называют столицей современного искусства. Вам там хорошо работается?

- В Берлине я родился, в 1943 году нас с мамой эвакуировали. После войны вновь вернулся, жил в Восточном Берлине, выучился на физиотерапевта в университетской клинике «Шарите», в 1960-м перебрался в западную часть города.

В Берлине мне было уютно, но сейчас я лучше всего чувствую себя в своей «башне из слоновой кости».

- В 1968 году вы вместе с экспериментальным музыкантом Конрадом Шницлером основали в Берлине знаменитый андеграундный клуб «Zodiak Free Arts Lab». С тех пор электронная музыка сильно изменилась?

- Конечно. Во-первых, музыка развивается сама по себе. Во-вторых, развиваются цифровые технологии, появляются новые музыкальные инструменты: терминвокс, траутониум Оскара Сала. 

«Zodiak», объединивший немецких музыкантов, послужил в каком-то смысле толчком к популяризации электронной музыки, хотя она сначала трудно воспринималась слушателями.

- В вашем творчестве были поворотные моменты?

- Поворотных моментов не было, только постоянное движение вперёд в поиске собственного музыкального языка.

- Кто ваши слушатели?

- Люди всех возрастов, национальностей, социальных слоёв и вероисповеданий.

- Вы общаетесь с молодыми электронными музыкантами?

- По большей части только с ними и сотрудничаю.

- В 2008 году вы участвовали в двенадцатом фестивале SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) в составе группы «Harmonia». Какие у вас впечатления от Петербурга и нашей публики?

- Я был в восторге от душевности и открытости людей, с которыми встречался. От куполов петербургских соборов, от наследия русских писателей, которое так заметно в вашем городе. Я очень ценю российскую духовность, приверженность традициям.

- Что вас вдохновляет?

- Сильные духом люди, которые не сворачивают с выбранного пути: Лев Толстой, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Нельсон Мандела – они боролись за правду, рискуя жизнью.

- Умение импровизировать – это дар, или оно приходит с опытом?

- Трудно сказать. Мне кажется, способность импровизировать связана с готовностью к смелым к экспериментам, творческим вызовам, а часто просто зависит от настроения. 

- Какую музыку вы слушаете? 

- В основном классику: Прокофьева, Римского-Корсакова, Стравинского, Бородина, Дворжака, Бетховена, Дебюсси, Эрика Сати.

- А творчество Сергея Курёхина Вам близко?

- Мне очень близко мировоззрение Сергея – нонконформизм, внутренняя свобода. Его творческий подход очень схож с нашим, немецким, особенно в том, что касается постоянного поиска новых музыкальных форм. Я очень рад, что снова буду выступать в Петербурге в Центре Курёхина.

Смотрите также: