Петербургский художник, перформер, иллюстратор книг и дизайнер Валерий Иванов прошёл путь от андеграунда 80-х к выставкам в галереях по всему миру. Он дарил картины Санта-Клаусу и организовывал выставки для рыб, дружил с ленинградскими рокерами и создавал благотворительные проекты для детей с особенностями развития.
Творческий водоворот
Валерий родился в Сибае – в небольшом городке Республики Башкортостан. С раннего детства он ощущал себя художником и знал, что впереди его ждёт насыщенная и творческая жизнь. Так и сложилось. После окончания школы он отказался ехать покорять столицу, хотя там, казалось бы, легче построить карьеру, а в Подмосковье жил брат. Но путь лежал на Север – Валерий заочно был влюблён в Ленинград. В 1982 году он впервые приехал сюда, и его затянуло в творческий водоворот.
Поступил в Высшее художественное училище им. В. И. Мухиной. Сразу влился в творческую среду, обрёл единомышленников, среди которых были музыканты, поэты, художники. А позже, отслужив в армии, Валерий стал резидентом легендарного арт-центра «Пушкинская, 10». В конце 80-х ему предоставили мастерскую.
«Наша творческая тусовка была настоящим братством – все делились идеями, учились друг у друга. Тогда я начал дружить с рок-музыкантами. Гитарист Андрей Васильев по прозвищу Худой придумал мне псевдоним Валериус. Художников с такими, как у меня, инициалами «В. Иванов» в то время было пруд пруди, а «Валериус», согласитесь, звучит как что-то космическое. С тех пор так и прижилось», – вспоминает художник.
Сотрудничество с рокерами продолжилось. В 90-х Валерий оформлял обложки для рок-альбомов, принимал участие в создании клипов. Рокеры же (только уже не российские, а немецкие) помогли Валериусу устроить первую зарубежную выставку и взглянуть на мир из-под приоткрывшегося «железного занавеса».
«Как-то раз шёл по Ленинграду завтракать, а навстречу панки – целая орава, – вспоминает художник. – Такие все цветные, с ирокезами, в косухах. Я в тот момент учил немецкий язык и по их разговору догадался, что они приехали из Германии. Познакомились, и я повёл их в пирожковую, накормил рисовой кашей. Потом солистка одного из коллективов неожиданно пригласила меня с друзьями представить наши работы на выставке в Гамбурге».
Великая Тютелька
По словам Валерия, в его жизни, как и в работах, много чудес и волшебства. Однажды он создал проект «Королевство любителей улиток»: рисовал человека в образе улитки – внутри он мягкий и ранимый, но строит панцири из мнимых заслуг, хвастовства, чтобы защититься от коварного мира. А как-то он сделал выставку для рыб: разрисовал шары, на которых написал послания к речным обитателям, и отправил плыть по Неве. В «письмах» дал рыбам полезные напутствия – например, о том, что железным червячкам не стоит доверять.
Волшебство из работ Валериуса плавно переходит на саму жизнь. Порой происходят необычные совпадения и сюрпризы.
«Однажды я взял большой рулон обоев и стал писать письмо королеве Нидерландов, где рассказывал о себе, о своих картинах, о персонажах – такова концепция моей серии картин «Письма к незнакомому другу». Вскоре ко мне пришли в гости друзья, и среди них оказалась женщина из Нидерландов. Она попросила передать картину королеве Беатрикс. Оказалось, сын моей гостьи работал при королевском дворе. Так мои работы отправились в новое путешествие, а позже я получил благодарственное письмо от королевского двора.
В 2005 году в Нидерландах даже выпустили почтовую марку, посвящённую моему творчеству.
Такие совпадения не случайны. Юнг придумал определение «синхронизация» – это когда события, которые никак не могут произойти, всё-таки происходят. Я же называю это Великая Тютелька – когда всё складывается «тютелька в тютельку». Чтобы это случилось, нужно не предавать себя, честно работать каждый день и не лениться».
Держаться корней
Мама Валерия – башкиро-татарка, а папа – чуваш. Сам он ощущает себя на стыке народностей и культур. Его художественный стиль искусствоведы определяют как этно-инфанс. «Этно» – значит этнический, народный, а «инфанс» – чистый, незамутнённый. В его работах и правда можно найти переплетение сказочных сюжетов, снов и вместе с тем ощущается что-то родное и искреннее.
«Говорят, что мы все вышли из гоголевской шинели, а я говорю, что моё творчество – из узоров бабушкиного халата, – смеётся Валериус. – Я считаю, что важно сохранять свою аутентичность. Помните, как в фильме у Балабанова – «город забирает силу, вот и ты пропал». Многие люди, действительно, приезжая в Москву или Петербург, мимикрируют под москвичей, петербуржцев. А я, наоборот, считаю, что мы, приезжие, привносим много из своей культуры, и это правильно – держаться за свои корни».
Однажды художнику предложили проиллюстрировать сказки народа водь в Ленинградской области. Он отправился в деревню Лужицы к вожанам. Их всего около сорока человек. У вожан не было письменности, поэтому свои сказки они передавали из уст в уста. Валерий много общался с ними, старался уловить народный дух. И так родилась серия иллюстраций к сборнику водских сказок.
Наполеончик и Скоморох
Валерий с горечью вспоминает, что многие ленинградские поэты, музыканты, художники из его окружения, с которыми вместе начинали путь, либо растратили свои таланты, либо ушли из жизни. 90-е годы были непростым периодом, и многие увязли в наркотиках и алкоголе. Валерий признаётся, что сам не свернул с верного пути благодаря поддержке родителей.
«Есть такая хорошая пословица «Твой рай – у ног твоей матери», – говорит художник. – А у меня маму зовут Рая. Мама Рая. Каждый раз она меня поддерживала, если хотел бросать учёбу или разочаровывался в чём-то. Сейчас ей 84 года, и она продолжает быть рядом. Я при любой возможности лечу к ней на Урал.
А ещё важно не предавать свои детские мечты. Я за них держусь крепко. Понимаете, художник всю жизнь пишет одну картину, и чаще всего это автопортрет. В моих картинах это маленький человечек, который познаёт мир, – где-то он Наполеончик, где-то Скоморох. Искусство – это один из способов познать себя, а через себя – всё окружающее пространство. Я занимаюсь этим каждый день. Даже сегодня ночью почти не спал – написал несколько картин и вырос за эту ночь, открыл для себя новые творческие возможности, новые инструменты, и это чудесно».
По словам Валерия, творческий человек должен отдавать, ведь всё, что отдаёшь, потом возвращается в виде других даров от мира. Валериус занимается благотворительной деятельностью, в 2008 году он принимал участие в аукционе «Беслан. Искусство Возрождения» в пользу детей Беслана. Часто проводит мастер-классы для школьников и студентов из хосписов, создаёт совместные работы с детьми с особенностями развития.
«В молодости, может быть, я и хотел поменять мир своим творчеством, но сейчас думаю, что важнее помочь одному какому-то конкретному человеку, – говорит Валерий. – Я чувствую за собой особую ответственность – мои работы должны нести позитивный заряд. Человек всегда проживает этот мир из себя, так пусть он будет светлым».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.