Примерное время чтения: 8 минут
1732

Одни шедевры. Что стоит увидеть на выставке Сурикова в Петербурге?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Аргументы и факты - Петербург 27/12/2023
Последняя выставка картин Сурикова такого масштаба состоялась аж в 1937 году.
Последняя выставка картин Сурикова такого масштаба состоялась аж в 1937 году. / Сергей Хорошавин / АиФ

Выставку Василия Сурикова, недавно открывшуюся в Русском музее, по праву называют одним из главных событий года в сфере культуры. В корпусе Бенуа «весь Суриков» – свыше 120 выдающихся произведений живописи и графики, в том числе малоизвестных.

В чём уникальность юбилейной экспозиции, посвящённой 175-летию выдающегося живописца? Об этом «АиФ» рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Алла Манилова. Фото: www.globallookpress.com

Увидим впервые

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Алла Юрьевна, знаменитые картины Сурикова мы знаем с детства, в то же время на открытии вы не раз подчёркивали, что многие из них представлены впервые. В чём же новизна и оригинальность?

Алла Манилова: Последняя выставка Сурикова в таком объёме состоялась ещё в 1937 году и проходила одновременно в Москве и Ленинграде. С тех пор сменились поколения, и вот сейчас, почти 90 лет спустя, мы подготовили полноформатную, масштабную экспозицию. Впервые на одной площадке собраны исторические шедевры мастера. Это и «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», другие знаковые полотна. Также впервые после сложной научной реставрации показываем одну из последних грандиозных картин – «Степан Разин». Тема казачества имела для Сурикова особое значение, ведь он сам был выходцем из семьи потомственных казаков. Тем более важно, что эту колоссальную работу посетители увидят такой, какой она вышла из-под кисти автора.

– Немногие знакомы с графическим наследием и религиозными мотивами в творчестве Сурикова. Какие полотна отражают тему?

– Одно из наиболее впечатляющих – «Милосердный самарянин». За эту картину Суриков был удостоен золотой медали Академии художеств. А затем подарил её главе Красноярска, откуда родом, в благодарность за поддержку во время учёбы. После окончания Академии его, как лучшего выпускника, направили в Москву расписывать фрески в храме Христа Спасителя. В 30-е годы прошлого века храм варварски взорвали, но эскизы рисунков остались, и именно они использовались при возрождении собора. Многие ли знали об этом?

Отдельно представлена графика Сурикова, которая крайне редко демонстрируется публике, а также произведения, созданные во время путешествий за границу. Такие поездки были сравнительно редкими, а поглощённость «русской темой» не позволяла живописцу отвлекаться на иностранные сюжеты. Но в них раскрывается его талант акварелиста, запечатлевшего природу и памятники южной Европы.

– Классическую выставку вы дополнили мультимедийной программой и даже создали просветительский зал. С какой целью?

– Суриков был гением композиции ─ в Академии его в шутку даже называли «композитором». И современные технологии позволяют разглядеть мельчайшие штрихи эпических полотен. Так, впервые сделана 3D реконструкция маршрута знаменитого «Перехода Суворова через Альпы», отражающего подвиг армии и героические черты русских солдат. А специально для младших школьников мы создали интерактивную игру по мотивам картины «Взятие снежного городка».

Впервые на таких выставках работает просветительский зал. Считаю это правильным, потому что Сурикова надо не только показывать, но и рассказывать о его роли в русском искусстве, влиянии нашего национального наследия на мировую культуру. Поэтому каждый день посетителей всех возрастов ждёт диалог с лучшими специалистами нашего музея, которые помогут лучше познать творчество мастера. Ну а центром зала стало генеалогическое древо Суриковых – Кончаловских-Михалковых, включающее более ста имён выдающихся личностей своего времени. По сути – это история в лицах и фамилиях. Русскому музею на время выставки его передал Никита Сергеевич Михалков, за что мы ему очень благодарны.

«Скатывался с гор, проверял»

– Всё же главное, что притягивает внимание, – исторические шедевры. Несмотря на то, что события, которые там отражены, происходили сто и больше лет назад, Сурикова называли «художником правды». Что вкладывается в этот смысл?

– Чтобы создать свои потрясающие работы, Василий Иванович сам приезжал в «места натуры». «Переход Суворова через Альпы», например, он создавал четыре года. Побывал в Швейцарии, прошёл маршрутом войск Суворова и даже «сам по снегу скатывался с гор, проверял». «Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает», – описывал он свои впечатления.

Максимальной достоверности добивался Суриков и в знаменитой «Боярыне Морозовой». Важную роль, например, в картине играет юродивый в веригах. Подходящего натурщика художник нашёл на рынке, когда тот торговал огурцами, и попросил позировать на снегу в одной холщовой рубахе. Мужичок согласился. Чтобы он не окоченел, живописец сам растирал ему озябшие ноги водкой, а после щедро заплатил. И такое внимание к деталям в каждой картине. Он не мог допустить ничего придуманного, художественная правда была для него важнее всего.

– Но почему при общем восхищении его подчас ругали за недостоверность? А баталист Верещагин и Лев Толстой даже открыто указывали на обилие нестыковок?

– Критика современников – вещь неизбежная, для новаторов особенно. Однако для Сурикова было важно отразить не только исторические факты, но и добиться нужного впечатления. Показать внутреннее состояние героев, драму, которую они переживают. А для этого, по его словам, «приходится иногда утрировать».

Так, в картине «Меншиков в Берёзове» мы видим некогда всесильного соратника Петра Первого. Теперь он сослан в Сибирь, лишён всего и вместе с близкими, разделившими его участь, сидит в бедной избушке. Критики, в том числе Крамской, говорили, что композиция не годится – потолки избы очень низкие, и если Меншиков встанет, пробьёт их головой. Но у Сурикова другая цель: показать, что бывший «полудержавный властелин» обречён. Что ему больше не подняться – ни в прямом, ни в переносном смысле. И он с этой задачей справляется блестяще.

– Подобные претензии высказывались и к знаменитому «Переходу Суворова через Альпы». В чём здесь несоответствие?

– По замечаниям Льва Толстого – офицера, участника боёв под Севастополем – «лошади так никогда не горячатся перед обрывом». Да и съезжать с горы с оголёнными штыками солдаты бы не стали. По уставу их надо обязательно зачехлить. На что Суриков возражал: «Как я обойдусь без сияния русского оружия!», – и оставил всё, как есть. Отсюда невероятный нерв этой картины, где всё полно движения, где «невозможное – возможно».

Сила русского духа

– На выставке представлены работы из музеев Петербурга, Москвы и Красноярска. Как удалось их все заполучить, ведь некоторые – невыездные?

– Да, в первую очередь «Боярыня Морозова», которая находится в Третьяковской галерее и практически её не покидает. Это не только особо ценное, но и крупноформатное полотно, так что для его перевозки пришлось делать специальные ящики. Немало работ из Красноярского художественного музея. Тема Сибири, где Суриков родился, занимает в его творчестве особое место. Покоряют портреты сибирячек, полные здоровья, чистоты, «древней, русской красоты».

А картина «Взятие снежного городка» из нашего собрания стала исцелением для самого художника. После смерти жены он был в тяжёлой депрессии и, чтобы «встряхнуться», вместе с дочками приехал в родной город. Здесь и родился шедевр. Это моя самая любимая картина Сурикова. Она с такой искренностью, восторгом показывает наш народ, его красоту, удаль, силу русского духа, что никто не остаётся равнодушным.

– Чем важен Суриков сегодня для нас, живущих в XXI веке? В чём значение его творчества?

– Выставка в Русском музее – серьёзная площадка для познания Сурикова, а значит – истории России. Через его полотна открывается немало тем, которые важны для нашего общества и сегодня. Все его картины глубоко патриотичны, а он сам – абсолютно самобытен. Неслучайно художник никогда не писал на заказ, не ломал себя, показывая «русскую, правдивую, горячую душу». Поэтому мы надеемся, что выставка Сурикова даст посетителям не только новые знания о живописи, истории рисунка, что важно. Но и будет рождать в душе гордость за русское искусство, нашу страну, которая подарила миру такого гения.

Выставка работ Сурикова в Русском музее продлится до 13 мая 2024 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах