«Из искры возгорится пламя». Как поэт Одоевский стал «певцом» декабристов

Александр Одоевский. Акварель Николая Бестужева (Петровский завод, I 1833) © / Commons.wikimedia.org

До наших дней дошло крайне мало произведений поэта Александра Одоевского. Все дело в том, что он не любил переносить стихи на бумагу, держа их в уме. Лишь благодаря его верным друзьям мы можем прочесть пронзительные строчки его произведний.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает биографию бесстрашного декабриста, которого не сломили ни заточение в Петропавловской крепости, ни ссылка в Сибирь. 

Долой самодержавие!

Александр Одоевский родился в старинной княжеской семье. Родители дали талантливому мальчику прекрасное домашнее образование. Сочинять стихи он начал очень рано, но никогда их не записывал. Эта странная привычка осталась у поэта на всю жизнь. Из-за нее мы практически не знакомы с творчеством Одоевского. Лишь близкие друзья, имевшие возможность постоянно общаться с молодым человеком, знали о его поэтическом таланте.

В 13 лет юношу определили на службу императору в должности канцелярского работника. Но статская служба не прельщала Одоевского. Он ушел в отставку и в 1821 году поступил на военную службу. Будучи уже офицером лейб-гвардии конного полка, он вступил в общество декабристов.

Этот неоднозначный, но мужественный поступок и предопределил будущую жизнь поэта. 14 декабря 1825 года Одоевский активно участвовал в восстании на Сенатской площади.

Напомним, декабристами называли участников российского оппозиционного движения, членов различных тайных обществ. В то время часть дворянства считала самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития России.

14 декабря в период междуцарствия вспыхнуло крупное восстание. Декабристы собрались на Сенатской площади возле Медного всадника. Этот гражданский протест был жестоко подавлен. По данным чиновников, в тот черный день погиб 1271 человек, по толпе восставших регулярные войска стреляли картечью.

   
   

Суд над декабристами был самым строгим. Пятеро были приговорены к смерти четвертованием, 31 – отсечением головы, 16 – к пожизненной ссылке на каторжные работы. Чуть позже император Николай I смягчил наказание почти для всех декабристов. Вместо четвертования пятерых самых отчаянных революционеров повесили. Ими были Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский. Ужасный факт, трое из пятерых повешенных во время казни сорвались с петли и были повешены вторично. Этими несчастными были Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев. 

В 1826 году начались высылки арестованных декабристов в Сибирь. Одним из них был и Александр Одоевский. После целого года в застенках Петропавловской крепости в кандалах его отправили по этапу. Поэт был приговорен к 12 годам каторги, а после ее окончания - должен был отправиться на вечное поселение в Сибирь.

Жизнь за гранью

Все ссыльные декабристами считали Одоевского своим певцом и глашатым. Его перу принадлежит негласный гимн декабристов, которых не сломили тяготы и невзгоды ссыльной жизни.

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

1 февраля 1827 года Одоевского вместе с Нарышкиным и братьями Беляевыми отправили в Сибирь — в Читу. Там его поместили вместе с некоторыми другими декабристами в старом каземате. Заключенных ежедневно водили на работы: сначала копать ямы для сооружавшегося здания, а когда настало лето, зарывать овраг, находившийся в конце села. После наступления сибирских морозов их перевели в только что отстроенную тюрьму. Декабристы довольствовались ничтожным казенным содержанием, многие из них были истощены до крайней степени. Многих спасли жены, которые, не устрашившись лишений, отправились в Сибирь следом за своими мужьями. Бесстрашные женщины сумели создать более менее сносную обстановку для ссыльных каторжан. Вскоре от родных и друзей из столицы стали приходить книги и газеты на русском и иностранных языках. За стенами каземата началось усердное чтение и совместное обсуждение прочитанного. Для развлечения создавался хор любителей пения. Нашлись собственные музыканты, к числу которых принадлежал, между прочим, и Одоевский. Принимал Одоевский также живое участие и в небольшом религиозном обществе, отыскавшем себе приют в одном из уголков каземата.

Смерть отца

В 1837 году император смилостивился и сократил некоторым декабристам срок заточения. Одоевскому было разрешено перевестись рядовым на Кавказ. Здесь он сдружился с Лермонтовым и Огаревым. Немногие стихотворения поэта сохранились лишь благодаря этим верным друзьям. Они записывали за Александром Ивановичем.

На Кавказе Одоевский сдружился с Михаилом Лермонтовым. Фото: Public Domain

В 1839 году генерал Раевский предпринял экспедицию на берег Черного моря, с целью укрепления Лазаревского форта между Субаши и Сочи. В ней приняли участие почти все декабристы, отбывавшие наказание на Кавказе, а с ними и Одоевский, прикомандированный к полку линейных казаков. Видя удальство бравых вояк, Одоевский стал им подражать и некоторое время сам увлекался военным делом.

Летом того же года пришло известие о смерти его отца. Оно как громом поразило Одоевского. Поэт быстро изменился физически и духовно, обратившись из веселого, по-детски беспечного, в грустного и задумчивого. Раньше он любил общество, теперь целыми днями не выходил из палатки, говорил, что у него порвалась последняя связь с жизнью.

Поэт не раз подвергался опасности быть убитым, но сражен был не оружием, а местной лихорадкой. Умер он в Псезуане 15 августа 1839 года в присутствии своих читинских товарищей. Смерть Одоевского одинаково оплакивали как его близкие друзья-декабристы, так и офицеры с простыми солдатами. 

Похоронили Александра Одоевского у самого моря. Но могила не сохранилась. Вскоре укрепление перешло к горцам. Когда же оно было отвоевано вновь, один из друзей поэта вздумал посетить могилу поэта, но увидел, что она была разрыта. Так без следа исчезло место погребения Одоевского.

Быть может, и поэзия Одоевского без следа исчезла бы для грядущих поколений, если бы друзья беспечного или излишне скромного поэта не записывали его произведения. При жизни Одоевского напечатано было лишь одно его стихотворение «Сен-Бернар». Лишь в 1883 году, почти через 50 лет после смерти поэта, вышел небольшой сборник стихов, изданный одним из оставшихся в живых друзей поэта — декабристом Розеном. В нем более половины состояло из стихотворений до тех пор почти совершенно неизвестных. Зато хорошо знакомо стихотворение Лермонтова, посвященное своему близкому другу и соратнику Александру Одоевскому:

Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!