Санкт-Петербургский Дворец творчества юных сегодня для города - такой же бренд, как Эрмитаж или Русский музей. В эти дни знаменитая республика детства отмечает 80-летие.
«Гадкий утёнок» или «лебедь»?
- Мы принимаем всех ребят, ведь каждый из них по-своему талантлив, - говорит Мария Катунова, генеральный директор ГДТЮ. - Когда мальчишка или девчонка уходят, не записавшись, для нас это особый случай - я не преувеличиваю. Во дворце столько кружков, секций, что каждый может найти что-то подходящее для себя. И, как показывает практика, в большинстве случаев эти занятия или помогают выбрать профессию, или становятся делом всей жизни.
Елена Данилевич, «АиФ-Петербург»: А если ребёнку трудно определиться с желанием? Как разглядеть в «гадком утёнке» прекрасного лебедя?
- Родителям, педагогам надо запастись терпением и внимательно наблюдать, чтобы вовремя увидеть личность. Наши преподаватели это умеют. Ведь что такое педагог дополнительного образования? Человек, отвечающий запросам не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня. Учтём: для ребёнка занятия после уроков не обязательны. Он сам делает выбор и при этом голосует ногами. Интересно - приходит, нет - не заманишь. Значит, педагог просто обязан «рассмотреть» каждого, дать то, что ему придётся по душе. У нас многие преподаватели музыки, например, осваивают компьютерные технологии. Для чего? Чтобы делать современные аранжировки, музицировать, сочинять. Если остался во вчерашнем дне - рискуешь быть неинтересным для своего воспитанника.
- Но как узнать, что вырастет из шестилетнего человека, не совершить ошибку?
- Проблем, особенно у малышей, на первых порах немало, но бояться их не надо. Ошибки в этом возрасте необходимы, и дворец предоставляет широкое поле для выбора. Вспомните: «Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота». Например, парнишка пошёл в море и понял, что качка, волны не для него. Кстати, наши дети отправляются в походы на учебном паруснике «Мир» вместе с курсантами Университета морского и речного флота им. Макарова, где проходят отличную практику. А серьёзную подготовку на протяжении года они получают в клубе «Юнга», которому в прошедшие выходные исполнилось 55 лет. За эти годы азам морского дела там научились тысячи мальчишек, многие связали свою судьбу с флотом. Праздник состоялся в Военно-морском институте, пришли много выпускников, и я давно не видела столько красивых, подтянутых, уверенных в себе мужчин!
Выдайте вундеркинда!
- Сегодня папы-мамы часто хотят, чтобы их дети были вундеркиндами, лучше всех. Как вы относитесь к таким амбициям?
- Родители - наши союзники, и нам очень нужна их поддержка. Определяющей всегда является семья. Если взрослые доверяют педагогу, эффективность работы усиливается в несколько раз. А вот если считают, что я сюда, как в камеру хранения, сдам мало что умеющего ребёнка, а вы мне через десять лет выдадите красивого, талантливого, успешного - это неправильно. Да, нынешние мамы и папы прагматичны в своих желаниях. Но это неплохо. Они понимают, какие возможности даёт образование, и готовы вкладывать силы и средства.
Другое дело, что многие стремятся получить результат сразу, уже через 2-3 недели увидеть, что в ребёнке есть задатки чемпиона мира по шахматам. Но все дети разные. Если талант яркий, успехи могут прийти скоро, однако большинству нужно время. Подгонять и торопить нельзя.
К сожалению, сегодняшним родителям и детям часто не хватает настойчивости, целеустремлённости, усидчивости. Есть какая-то поверхностность, легковесность, шараханье из стороны в сторону.
Это опасная тенденция. Она не даёт возможности основательно погрузиться в тему, понять суть вещей, стать мастером. А без этого трудно рассчитывать на достижения.
- Вы говорили, что сегодня в приоритете высокие технологии. Однако ребёнок должен уметь и что-то делать руками: гвоздь вбить, пуговицу пришить…
- У нас работает сильнейший отдел техники. Там дети осваивают операции на токарных, сверлильных, фрезерных станках, учатся чертить, паять, строгать. Самостоятельно конструируют модели машин, кораблей, ракет. Наши судомоделисты, например, 15-кратные чемпионы России. Георгий Гречко, который занимался в автомотоклубе дворца, на встрече с ребятами рассказывал, что в космосе ему особенно пригодилась сноровка, полученная при сборке и разборке мотоциклов. Этот опыт остаётся навсегда. Что называется, на кончиках пальцев.
Правда, учтём, что сегодня только рубанком и стамеской внимание ребёнка надолго не удержишь. На устаревшем оборудовании в будущее не прыгнешь. Поэтому с «рукотворчеством» у нас сочетаются 3D-моделирование, робототехника и т. д. В Театре юношеского творчества, например, дети не только играют на сцене, но и знакомятся с работой цехов, которые сопровождают спектакль: новейшими звуковыми, бутафорскими, световыми установками.
Не потушите идею
- В Аничков ежедневно приходят около 15 тысяч школьников, работают свыше тысячи технических и творческих коллективов. А как с финансированием?
- Абсолютное большинство детей учатся бесплатно. Доля платных услуг около 15%, и то львиная часть приходится на отделение для дошкольников.
Педагоги на зарплату тоже не жалуются. Не случайно 40% преподавателей - наши воспитанники.
Очень помогает и попечительский совет. В эти дни, например, формируем очередную экспедицию в Кандалакшский заповедник на Белое море. Туда наша лаборатория гидробиологии выезжает уже свыше 50 лет. И в заповеднике ребят воспринимают не как детей, которые приехали на каникулы пожить в палатках, а юных исследователей, готовящих серьёзный научный материал.
В целом же в Петербурге вопрос доступности образования не стоит, вариантов на любой вкус масса. В школах города также открыто 400 отделений дополнительного образования. Задача - мотивировать ребёнка воспользоваться этими предложениями, и проблема кроется именно
здесь…
- Сейчас многие тоскуют по временам, когда в стране существовало пионерское движение, в котором наряду с перекосами было много положительного. А как сегодня объединить «поколение ru»?
- Во дворце работает Санкт-Петербургское отделение российского движения школьников, для организованной работы с детьми созданы все условия. Потому что самое страшное, если идея затухнет. Если дети что-то придумают, воплотят, а потом окажется, что это никому не надо. Сегодня подросткам необходима совместная работа, примеры успешных личностей, которые многого достигли.
О таких надо рассказывать. Например, с кружков и секций на Невском, 39, начинали путь в профессию Елена Образцова и Лев Додин, Борис Спасский и Татьяна Доронина, Людвиг Фаддеев, Наталья Бехтерева и ещё много известных учёных, артистов, конструкторов. Они и сотни других целеустремлённых людей могут быть ориентиром, маяком для детей и родителей. Сегодня к нам приходят семьями, поколениями, так что традиции сохраняются.
Смотрите также:
- Теряем «золотых» детей! Работа с одарёнными ребятами выстроена неправильно →
- Трудотерапия. В городе работает уникальное предприятие для подростков →
- «Зилоный йожык». Почему 80% российских школьников пишут неграмотно? →