«Кино должно быть патриотичным» Что происходит сегодня в «Ленфильме»

Фильм «Блокадный футбол» выпустили к 80-летию легендарного матча. © / Киностудия «Ленфильм»

27 августа – День российского кино. В Петербурге работает легендарная студия «Ленфильм», которой в 2024 году исполнится 110 лет. В её павильонах были созданы сотни картин, которые вошли в золотой фонд отечественного киноискусства и любимы поколениями зрителей.

   
   

Чем сегодня живёт «Ленфильм»? Как решаются проблемы и что в перспективе? Какие ленты в производстве? Об этом spb.aif.ru рассказал генеральный директор киностудии «Ленфильм» Фёдор Щербаков.

Фото: Киностудия «Ленфильм»

 «Золотая коллекция»

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Фёдор Николаевич, когда мы встречались год назад, вы сказали, что «Ленфильм» справился с серьёзными финансовыми трудностями. Удаётся ли удержать стабильное состояние?

Фёдор Щербаков: Считаю, удаётся. Студия полностью расплатилась с кредиторами (в 2020-м «Ленфильм» был должен 2,3 млрд руб. – Прим. ред.) и сегодня находится в устойчивом положении. Вернули и «Золотую коллекцию». Это почти две тысячи картин, которые были созданы на студии и принадлежали «Ленфильму». В том числе хиты – «Белое солнце пустыни», «Собака на сене», «Полосатый рейс» и десятки других шедевров.

Сегодня у нас есть лицензия, и мы управляем коллекцией, а от реализации всех видов прав получаем приличный доход. Продолжается и реставрация картин. Некоторые из них – «Начальник Чукотки», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне» – при помощи наших специалистов уже обрели вторую жизнь.

– Извините, а каким образом сумели выполнить взятые обязательства?

– Один из источников – реализация непрофильных активов на окраине Петербурга. Там некоторые ангары уже превратились в руины, горели, но так как земля в этом районе дорогая, получилось продать объект по хорошей цене. Хватило и на ремонт, и на расчёт с банками. Сейчас ведём большие восстановительные работы, приводим в порядок дворы, фасады, коммуникации. Всё – по согласованию с КГИОП. На эти цели заложили 300 млн руб. – полностью за счёт собственных средств. Мы ни у кого, в том числе государства, ничего не просили. Не исключено, что денег потребуется больше, но мы планируем выполнить всё задуманное.

   
   

– Очевидно, речь идёт об участке на улице Тамбасова, где находились более 50 ретроавтомобилей, некоторые с уникальной судьбой. Где же они сейчас?

– На данный момент «Ленфильм» приобрёл под Павловском большой складской комплекс – туда и переехал весь «игровой» транспорт. Там оборудованы новые автомастерские, покрасочные цеха, подъёмники. Все машины в тепле и под крышей. Наши реставраторы, не преувеличиваю, просто счастливы – таких условий ни у них, ни у техники никогда не было. Туда же перевозится и весь реквизит, который раньше размещался в разных местах. Сейчас составлен каталог, продумана удобная система хранения. Одновременно рядом строим здание, где будут сосредоточены все ответственные за данное направление службы.

Магия кино

– Гордость «Ленфильма» – его павильоны. Насколько они отвечают современным требованиям и загружены работой?

– У нас четыре павильона, три полностью задействованы в кинопроизводстве и ещё в одном открыта выставка «Пропавшие в кинохронике». Первый и четвёртый мы капитально отремонтировали внутри и снаружи. Особенно сложно пришлось с четвёртым, так как на студии это самое старое здание, построенное в конце ХIХ века. Только на реконструкцию его фасадов потратили 36 млн рублей.

Именно здесь находился знаменитый сад-театр «Аквариум», где в 1896 году был установлен первый в России синематографический аппарат. Сюда приезжали братья Люмьер и показывали свой легендарный фильм «Прибытие поезда». Здесь снимались «Золушка», «Шерлок Холмс», а в 1975 году были построены декорации для советско-американской картины «Синяя птица», где играли голливудские звёзды Ава Гарднер, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда. Кстати, под потолком до сих пор сохранились клёпаные конструкции, сделанные в мастерской того самого Гюстава Эйфеля. Несмотря на славное прошлое, павильон был в таком состоянии, что рабочим пришлось вывезти несколько КамАЗов мусора. А когда всё расчистили, обнаружились помещения, куда 40 лет никто не заходил!

– Также на «Ленфильме» по последнему слову техники оборудованы студии шумового звучания и перезаписи. В чём их особенность?

– В студии шумового звучания представлены поверхности и фактуры, которые позволяют записать самые разные звуки без искажений. Звон упавшей на асфальт монетки, шум гравия, шагов, песка, воды, скрежет шин – все эти «голоса» оживают в студии. Поэтому помещение – своеобразный кокон, во время работы здесь извне не слышно ни единого шороха. Добиться требуемого эффекта оказалось непросто, мы пять раз перезаливали бетон, пока не получили нужный результат.

Полностью отвечает современным задачам и студия перезаписи, оснащённая европейским оборудованием. Это место, где все звуковые спецэффекты сводятся воедино, накладываются на «картинку», и начинается магия кино.

– Но чтобы кинофабрика работала, нужно немало прозаических вещей. Вы уже несколько лет говорите о старой котельной: она отапливает «Ленфильм», жилые дома вокруг, но давно износилась. Удалось решить проблему?

– Котельная полностью исчерпала свой ресурс ещё 30 лет назад, и сейчас мы построили новую, автоматизированную. Она будет потреблять на 30% меньше газа и позволит экономить электроэнергию. Провели гидравлические испытания, переложили все трубы и готовы к отопительному сезону. Обновляются и дворы, отреставрированы фасады зданий. Вскоре благоустроим наш сквер – здесь появятся цветы, газоны. Оборудуем парковку, чтобы люди перестали хаотично оставлять машины. А на крыше десятого корпуса построили огромную смотровую площадку. Уже скоро сюда смогут подняться туристы и полюбоваться прекрасным видом на шпиль Петропавловского собора.

Сделали ещё одно очень важное дело. Отреставрировали памятник сотрудникам «Ленфильма», погибшим на фронтах и в блокаду. На стеле высечено 400 имён. К сожалению, он уже почти рассыпался, поэтому мы его привели в порядок, перенесли на новое место, установили подсветку.

«Сделайте красиво»

– Всё же главное – выпуск фильмов. Какие проекты сейчас в «портфеле»?

– Назову только некоторые. На финальной стадии художественные и документальные картины «Право на счастье», «Маяк Петра Великого», «Сделайте красиво», «К чему-то прекрасному», «Последняя цена» и другие. В разработке лента «Ганди молчал по субботам». Уже несколько призов взял документальный фильм «Последний теплоход», а недавно на фестивале «Короче» прошла премьера фильма «Летом асфальт тёплый». В сентябре начинаются съёмки картины «Монохром», не забыты и сказки. Идёт подготовка к «Василиссе» и «Ночи перед Рождеством».

– «Ленфильм» – знаковое место для Петербурга и всей страны. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о его прошлом, настоящем и будущем. Есть возможность?

– Хотим сделать «Ленфильм» открытым для всех жителей и гостей Северной столицы. Долгие годы он был окружён высокими заборами, куда никого не пускали. Сейчас ситуация в корне меняется. Огромным спросом пользуются наши экскурсии, которые идут около полутора часов. Интерактивными пространствами стали и просторные коридоры, куда мы вынесли технику прошлого века, организовали выставку об истории студии, фотозону и библиотеку. В планах и организация кинопутешествия по Петербургу, так как город – одна большая съёмочная площадка. Меняется и пешеходная киноулица внутри студии. Кстати, у неё до сих пор нет названия, так что читатели «АиФ» могут предложить свои варианты.

Рабочий вопрос

– Вы как-то сказали, что сказка должна быть не менее патриотичной, чем эпохальные полотна. Что вложено в эти слова?

– Моя позиция – всё российское кино должно быть патриотичным, на 100%. В том числе фильмы про любовь, дружбу – ведь речь о нашей стране, городе, людях. Думать, что в этот разряд попадают только военные ленты, неправильно. Мы видим, какой большой запрос сегодня на эту тему. В одном из павильонов работает выставка «Пропавшие в кинохронике». Это рассказ о военных страницах «Ленфильма», судьбах фотокорреспондентов и операторов, которые вместе со всей страной приближали Победу. Её уже посетили свыше 200 тысяч человек, в том числе немало школьников.

Новым поколениям нужны новые кумиры, и не только когда показывают войну. Это очень большой вызов, и мы ищем такие образы. В работе, например, сериал «Витязи», о супергероях, незаметно живущих рядом и приходящих на помощь в сложные периоды. Через год планируем выпустить первые серии.