Многие известные советские фильмы, рождённые на киностудии «Ленфильм», появились благодаря совместной работе с коллегами из республик. Как рождалась дружба ленинградцев с узбекскими, казахскими, таджикскими мастерами кино? Как снимали экзотические страны на берегу моря в Туркмении?
«Все в одной семье»
Сегодня мы мало что знаем о совместной работе «Ленфильма» с киностудиями в бывших республиках. А ведь у каждой из них было и есть своё кинопроизводство — в советские годы существовали «Азербайджанфильм», «Арменфильм», «Белорусфильм» и другие. Большинство из этих киностудий — преемники и продолжатели традиций ленинградской школы киноискусства.
Напомним, что киностудия «Ленфильм» — старейшая в России. Её история начинается с 1914 года, когда появился Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, а позднее на его базе образовался Петроградский кинокомитет. Кинофабрика несколько раз меняла название, и лишь с 1934 года стала известна, как «Ленфильм». Тогда же в лексиконе появилось и само слово «киностудия». Не будет преувеличением сказать, что «Ленфильм» стоял у истоков национального кинематографа союзных республик.
«Ещё до войны, в 1930-е годы „Ленфильм“ выпустил ряд картин, открывших для советского зрителя регионы большой страны, — рассказывает драматург, киновед и режиссёр Александр Поздняков. — У ленинградских режиссёров возник интерес к отдалённым местам, „медвежьим углам“, новым натурным площадкам, культурному разнообразию народов СССР. Режиссёры выбирали сценарии, действие которых разворачивалось на Кавказе или в Средней Азии. Киноэкспедиция — это всегда открытие новых мест, ландшафтов — горы, пустыни, верблюды...».
В Казахской ССР, например, в 1938 году сняли фильм «Амангельды» о герое национальной истории казахского народа. Фильм стал одной из первых лент казахского художественного кино. В годы Великой Отечественной войны связь «Ленфильма» и Казахстана укрепилась. Ленинградскую киностудию вместе с «Мосфильмом» эвакуировали в Алма-Ату, где в результате их слияния появилась Центральная объединённая киностудия.
«Помни учителей»
У ленинградцев и правда много чему можно было научиться. Молодые режиссёры из республик осваивали технологии съёмки на «Ленфильме», подпитывались историей советского кинематографа и литературой.
«Многие из студентов национальных республик окончили ВГИК и свои первые шаги делали на «Ленфильме», изучая технические, творческие, организационные аспекты кинопроизводства, — вспоминает Александр Поздняков. — Они подпитывались историей советского кино и русской литературой, работали ассистентами у выдающихся мастеров. Ленинградские наставники, профессиональные кинематографисты, охотно делились знаниями и опытом. У каждого бутафора, декоратора, оператора были свои секреты,«приёмчики», которые они передавали своим ученикам.
В разные годы на «Ленфильме» работали режиссёры Аян Шахмалиева, Роза Орынбасарова, Резо Эсадзе, Рустам Хамданов, оператор Генрих Маранджян и многие другие.
Многие режиссёры возвращались на родину — в Алма-Ату, Бишкек (тогда Фрунзе) или в Ташкент, где передавали свои умения уже собственным ученикам. Часто они повторяли фразу «помни учителей своих» и всегда с большим пиететом отзывались о ленинградской киностудии, о царившей здесь атмосфере взаимопомощи и доброжелательности, о «ленинградской школе кино».
Местные кинематографисты отплачивали ленинградцам той же монетой. Во время каждой экспедиции в братскую республику, ленинградцев встречала команда местных кинематографистов. Они помогали выбрать локацию для съёмок: будь то река в каньоне, горная гряда или морской берег. Начиналось всё с подготовительного периода — места съёмок фотографировали, выслушивали рекомендации коллег, «перекраивая» сценарий под конкретный пейзаж. Только после этого отправлялись на съёмки.
Буэнос-Айрес снимали в Баку
Известно, что для съёмок пейзажей в экзотических странах советские режиссёры почти не выезжали за границу. Дорого, неудобно, да и не всегда безопасно. Где же тогда снимали всю ту красоту, которую мы видим в советских фильмах про будни иностранных держав?
Оказывается, когда разговор шёл об Италии, Франции и о южных морях, снимали солнечный берег Крыма или Абхазии. Ну а за восточным колоритом и ради съёмок пустыни отправлялись в азиатские республики. В 1981 году был снят фильм «Тайна синих гор» — первая большая лента Асхаба Абакарова. Это печальная и прекрасная история о дагестанских Ромео и Джульетте. Там есть и горы, и море, и вся палитра человеческих чувств.
Знаменитый фильм «Белое солнце пустыни» называли «истерном» — как вестерн, только по-восточному. Картина в советском прокате оказалась неожиданной и по жанру, и по экзотической атмосфере. Художник-постановщик Белла Маневич создала эскизы, напитанные солнцем: безбрежное Каспийское море и пески. Съёмки проходили в Дагестане и недалеко от Красноводска (современный Туркменбашы) в Туркмении.
«На берегу моря съёмочная группа построила декорации белых глинобитных домиков и дувалов, где по сценарию жил таможенник Верещагин, — вспоминает Александр Поздняков. — С декорациями картины связан один забавный случай, о котором вспоминала Белла Маневич. Домики были построены из фанеры и гипса, издалека их фасады напоминали настоящие глинобитные постройки. Однажды мимо проезжал местный начальник и заинтересовался домиками. А художники и бутафоры пошутили: мол, это мы строим, товарищ, чтобы потом сдавать в аренду. Тогда начальнику вздумалось купить такое роскошное жильё с видом на море во что бы то ни стало. Художники его стали отговаривать, но он всё-таки заглянул внутрь... Ну и увидел там одни фанерные доски да бутафорию! Посмеялся и пообещал посмотреть фильм „Спасите гарем!“ (таково было его рабочее название), как только он выйдет в прокат».
Зрители тепло встретили киноленту. «Белое солнце пустыни» показало своеобразие тех мест, где солнце светит щедро, а гостей угощают шашлыком из осетрины.
Другой пример того же рода — фильм «Человек-амфибия» — тоже детище «Ленфильма». Во время съёмок стояла задача показать солнечный Буэнос-Айрес. И под аргентинский город загримировали улицы азербайджанского Баку.
«Во время съёмок „Человека-амфибии“ стояла задача показать солнечный Буэнос-Айрес, — рассказывает Александр Поздняков. — Помните известную сцену, когда звучит „Песенка о морском дьяволе“, и Ихтиандр скитается по всему городу в поисках своей возлюбленной Гуттиэре? Так вот, это было снято на знаменитом Парапете в центре Баку. Там есть и старинные каменные стены, ориентальная архитектура Шахристана и жаркое солнце. Художникам-постановщикам оставалось только нарисовать вывески на иностранном языке.
Оператор Эдуард Розовский как-то признался мне, что для сцены ночного города с яркой неоновой рекламой он просто „позаимствовал“ кадры из мексиканского документального фильма. В то время ещё никто не „заморачивался“ авторскими правами. Я в своё время кропотливо изучал фирменные логотипы компаний, которые мелькали в этих кадрах.
Современные технологии позволяют снимать любой ландшафт в павильоне — достаточно добавить хромакея, привести верблюдов из ближайшего зоопарка — и вы уже в Багдаде! Сегодня с грустинкой вспоминаются эти экспедиции, фестивали, премии — они стали редки, да и фильмов снимается меньше, чем тогда».
Первые «трэвел-блогеры»
Если об игровом кино ещё более-менее известно, то о документальных фильмах, снятых с участием союзных республик, — почти ничего. Оказывается, в 1950 году на «Ленфильме» появился целый «куст» документальных фильмов о республиках. Недавно страна пережила страшную войну и только-только начала восстанавливаться после разрухи, но находились деньги и на массовое производство кино.
Эти работы показывали ландшафты, быт людей, необычную архитектуру. Получались своеобразные туристические фильмы, которые помогали советским людям осознать, в какой разнообразной стране они живут, как отличаются друг от друга. У зрителей сразу появлялось желание съездить в дальний край, познакомиться с местными жителями. Можно сказать, что ленинградские документалисты стали первыми в стране трэвел-блогерами.
И сейчас эти фильмы — бесценное свидетельство о повседневной жизни уже ушедшей эпохи. Но после распада СССР всё изменилось, и сегодня российский зритель редко видит фильмы о жизни и культуре соседей.
«В картинах «Ленфильма» мы видим богатейший материал о советском прошлом этих стран, их культурном и этническом разнообразии, — говорит Александр Поздняков. — Однако, все старые фильмы сегодня хранятся в архивах Госфильмофонда на плёнке — их не найти в интернете. Чтобы отреставрировать и оцифровать плёнку, нужны немалые средства, гранты, поддержка со стороны государства. Это вопрос прав и проката.
Есть и другая проблема. Сегодня документальный фильм о бывших советских республиках, скорее, будет востребован на телевидении в специальных программах, на канале «Культура» и им подобных каналах в странах СНГ, им трудно соперничать с обычным прокатом. Такие киноленты интересны с точки зрения истории и этнографии.
Но чтобы сделать эти фильмы доступными широкой аудитории, нужно развивать культурный обмен — отмечать юбилеи создателей фильма и самих фильмов, устраивать фестивали и специальные программы. Они должны поддерживаться государством, широко освещаться в СМИ. Хорошо, если будут устроены торжественные показы в главных кинотеатрах столиц национальных республик.
В советское время проходили Всесоюзные кинофестивали — от Алматы до Тбилиси. Это укрепляло отношения, напоминало о нашем совместном прошлом, человеческих взаимоотношениях, дружбе и взаимном уважении. Во время фестивалей завязывалась дружба, и даже создавались семьи.
Настоящее общение «от сердца к сердцу», как я это называю.
Что снимали в советских республиках?
В киноленте звучат стихи казахского поэта Джамбула Джабаева, показано выступление оперной певицы Куляш Байсеитовой и других национальных артистов. Посмотрев фильм, советские люди осознали, что все они живут в одной семье, но у каждого народа свои культурные традиции, свой колорит.
Фильм режиссёра Фридриха Эрмлера, снятый в Казахстане, — об участии советской женщины-патриота в партизанской борьбе против фашистов.
Фильм о семье мастера-буровика Али-Бала Алиева и о жизни азербайджанских нефтяников.
Лев Цуцульковский снял фильм «Берег юности» по роману Георгия Холопова «Гренада». Главный герой — армянский мальчик Гарегин, который живёт в Баку. В фильме показана эпоха, когда в столице Азербайджана находилось много армян, и это был интернациональный город — все дружили, никто не ссорился.
В 1969 году состоялась премьера картины «Её имя весна». Искандер Хамраев рассказал удивительную историю любви двух молодых людей. Действие разворачивается на фоне строительства гидроэлектростанции в Узбекистане во время Великой Отечественной войны.
Фильм о беззаботном детстве мальчика из Баку, о ценности семьи и об ужасах войны. В киноленте снялись знаменитые актёры Людмила Гурченко и Александр Демьяненко.
Выход картины «Ранние журавли» режиссёра Болотбека Шамшиева по одноимённой повести Чингиза Айтматова. Получился метафорический, насыщенный образами, яркий фильм.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.