Княгини выпрашивали шляпки. Уроженец Белоруссии изменил мировую моду

Лев Бакст за работой. © / public domain

Лев Бакст известен широкой публике как талантливый художник, иллюстратор и декоратор «Русских сезонов». Однако мало кто знает, что петербургский художник, родившийся на территории нынешней Белоруссии, не просто изменил мир моды, переключив внимание общественности на всё русское и восточное, но и до сих пор вдохновляет модные дома, которые часто цитируют его наряды.    
   

Из Гродно – в Петербург

Лев Бакст (урождённый Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) появился на свет в городе Гродно в Белоруссии в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье. Его отец был мелким коммерсантом, а дед по материнской линии – меценатом, купцом первой гильдии, которому, по слухам, жал руку сам император Александр II.

Наследник коммерсантов должен был бы продолжить династию, но не случилось – юноша с ранних лет проявлял способности к живописи. Первый успех его произошёл после переезда в Петербург в 1883 году – Лев победил в школьном конкурсе на лучший портрет Жуковского. В это же время он бросил обучение в гимназии и поступил вольнослушателем в Академию художеств. Правда, закончить её не удалось – его итоговая работа «Оплакивание Христа» оказалась чересчур экспрессивной для членов комиссии. Разразился скандал, и только заступничество Серова позволило исключить юношу «по причине плохого зрения» и не портить его дальнейшую карьеру.

Такой поворот событий будущего живописца расстроил, но не остановил. Тем более что полезные знакомства в мире искусства он завести успел. В 1889 году художник открывает свою первую выставку и берёт звучный псевдоним Лев Бакст. У исследователей есть несколько версий происхождения псевдонима. Самая популярная гласит, что художник урезал фамилию своей почившей бабушки Бакстер.

Художник уезжал в Париж учиться в Академии Жюлиана, а чтобы заработать на жизнь, продавал свои этюды, как сам признавался, за гроши. Во время одного из своих визитов в Петербург он познакомился с членами кружка самообразования – «Невскими пиквикианцами». В кружок входили личности, которые со временем перешли в художественное объединение «Мир искусства» – среди них был и Сергей Дягилев. В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир искусства», который стал органом художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала, который располагался сперва в доме на Литейном проспекте, а затем на набережной реки Фонтанки, был Дягилев. Бакст же возглавил художественный отдел. Именно графика, изданная в этом журнале, сделала художника знаменитым.

Живописец-кутюрье

К 1908 году Лев Бакст уже имел вес в художественной среде. Однако ни с чем не сравнить успех, который пришёл к художнику после «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Эти театральные гастроли в целом произвели фурор в Европе: постановки пользовались успехом и оказали значительное влияние на развитие мирового искусства. Но работа Бакста, который создавал декорации и костюмы к «сезонам», изменила мир моды.

Художник отмечал, что хотел создать единство музыки, пластики и нарядов, а вдохновлялся античными и восточными мотивами. В итоге у него получились сказочные образы, не похожие на то, к чему так привыкли консервативные французы и англичане. Артисты блистали на сцене в богатых тканях, прозрачных нарядах, шароварах, расшитых жемчугом тюрбанах…. Бусы, смелые сочетания цветов и поражающие воображение костюмы сделали Бакста знаменитостью не меньшей, чем выходящие на сцену артисты.

   
   
Знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн кружила головы всей Европе. Фото: Коллаж АиФ

Художника приглашали на работу театры, а модницы выпрашивали его создать для них платье. Среди его клиенток были великая княгиня Елена Владимировна, французская актриса Ева Лавальер, танцовщица Ида Рубинштейн и маркиза Луиза Казати. Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, его театральные костюмы выставлялись в Лувре, а одна богатая дама и вовсе упросила Бакста стать художником крупного бала, который прошёл на площади Сан-Марко в Венеции в 1913 году. Тогда двести слуг облачили в одеяния по эскизам художника, и они в белых париках и расшитых жемчугом красных бархатных камзолах держали канделябры перед накрытыми на площади столами. Костюмы для других аристократов бала также шил Бакст.

Лев мечтал открыть свой дом моды, но не успел – в 1924 году он ушёл из жизни в возрасте 58 лет.

 «Новатор и революционер»

Родион Зеленков, сотрудник музея истории Санкт-Петербурга:

«Лев Бакст – не только художник, иллюстратор и портретист, но и первый российский дизайнер с мировым именем.

С  городом на Неве были связаны ранние годы его жизни. Здесь он состоялся как художник и непревзойдённый мастер своего дела.

Бакст родился в Гродно, а приезжая в Петербург, останавливался в квартире своего деда – известного петербургского портного и ценителя искусства, уважаемого человека в светских кругах. Дед долго жил в Париже, затем перебрался в столицу Российской империи. Его квартира на Невском проспекте была своего рода салоном, наполненным изящными произведениями искусства. Такая атмосфера не могла не повлиять на зарождение безупречного вкуса у будущего художника. В гостях у деда бывали и представители творческой элиты, в частности, друг семьи скульптор Марк Антакольский настоял на поступлении мальчика в Императорскую академию художеств.

Сложно выделить какого-то одного человека, которого можно было назвать наставником Бакста. На него оказали влияние как культурная среда, так и целый круг лиц, с которыми он общался и работал: Серов, Дягилев, Бенуа, Сомов.

Бакст – новатор и революционер в области театрального искусства. Ему удалось соединить разрозненные  до той поры сферы, – саму постановку и декорацию. Он прекрасно чувствовал цвет, разбирался в его оттенках, умел с ним работать. Всё, что он делал, – было глотком свежего воздуха в мире театрального искусства, поэтому и вызывало такой ажиотаж в Европе. Францию – законодательницу моды – захлестнул стиль, созданный Бакстом, мода на восточную, сказочную роскошь и не только на театральной сцене, но и в одежде, интерьере.

С подачи «Русских сезонов» мода на русское искусство будет актуальна в Европе вплоть до 20-х годов XX века».

Полотна Бакста в коллекции Русского музея

Афиша для «Базара кукол» (1899 год. Картон, пастель)

Художник изобразил очаровательную девочку с куклой. Ребёнок готовится поцеловать маленького уродца, который должен превратиться в прекрасного принца.

Фото: public domain

«Ужин» (1902 год. Холст, масло)

Исследователи склоняются к тому, что на создание полотна Бакста вдохновила супруга его товарища, Анна Карловна Бенуа. Во время одного из вечеров художник сделал набросок экстравагантного туалета кокетки, а со временем из него появился и пленительный образ незнакомки в ресторане.

Фото: public domain

«Портрет Сергея Дягилевас няней» (1906 год. Холст, масло)

Искусствоведы считают этот портрет легендарного импресарио лучшим его изображением. Горделивая поза, немного приподнятые брови и оценивающий взгляд передают авторитарный характер Дягилева. Подчёркивает властность и самоуверенность вчерашнего провинциала няня, примостившаяся в углу.

Фото: public domain

«Древний ужас (Terror Antiquus)» (1908 год. Холст, масло)

Путешествие в Грецию вдохновило художника на создание этой картины. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять напору роковых природных стихий. Таким символичным образом художник передал апокалиптическое настроение своей эпохи.

Фото: public domain

«Осень (Ваза)» (1906 год. Бумага на холсте, гуашь, акварель)

Внимание зрителя привлекает обманчиво антропоморфная ваза на переднем плане. Но посмотрите внимательно – на заднем плане видны две скромные небольшие фигурки, идущие по разным дорожкам. Это автопортрет художника и его жены Любови Гриценко. Так мастер рассказал о перипетиях в личной жизни.

Фото: public domain

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.