Из Гродно – в Петербург
Лев Бакст (урождённый Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) появился на свет в городе Гродно в Белоруссии в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье. Его отец был мелким коммерсантом, а дед по материнской линии – меценатом, купцом первой гильдии, которому, по слухам, жал руку сам император Александр II.
Наследник коммерсантов должен был бы продолжить династию, но не случилось – юноша с ранних лет проявлял способности к живописи. Первый успех его произошёл после переезда в Петербург в 1883 году – Лев победил в школьном конкурсе на лучший портрет Жуковского. В это же время он бросил обучение в гимназии и поступил вольнослушателем в Академию художеств. Правда, закончить её не удалось – его итоговая работа «Оплакивание Христа» оказалась чересчур экспрессивной для членов комиссии. Разразился скандал, и только заступничество Серова позволило исключить юношу «по причине плохого зрения» и не портить его дальнейшую карьеру.
Такой поворот событий будущего живописца расстроил, но не остановил. Тем более что полезные знакомства в мире искусства он завести успел. В 1889 году художник открывает свою первую выставку и берёт звучный псевдоним Лев Бакст. У исследователей есть несколько версий происхождения псевдонима. Самая популярная гласит, что художник урезал фамилию своей почившей бабушки Бакстер.
Художник уезжал в Париж учиться в Академии Жюлиана, а чтобы заработать на жизнь, продавал свои этюды, как сам признавался, за гроши. Во время одного из своих визитов в Петербург он познакомился с членами кружка самообразования – «Невскими пиквикианцами». В кружок входили личности, которые со временем перешли в художественное объединение «Мир искусства» – среди них был и Сергей Дягилев. В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир искусства», который стал органом художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала, который располагался сперва в доме на Литейном проспекте, а затем на набережной реки Фонтанки, был Дягилев. Бакст же возглавил художественный отдел. Именно графика, изданная в этом журнале, сделала художника знаменитым.
Живописец-кутюрье
К 1908 году Лев Бакст уже имел вес в художественной среде. Однако ни с чем не сравнить успех, который пришёл к художнику после «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Эти театральные гастроли в целом произвели фурор в Европе: постановки пользовались успехом и оказали значительное влияние на развитие мирового искусства. Но работа Бакста, который создавал декорации и костюмы к «сезонам», изменила мир моды.
Художник отмечал, что хотел создать единство музыки, пластики и нарядов, а вдохновлялся античными и восточными мотивами. В итоге у него получились сказочные образы, не похожие на то, к чему так привыкли консервативные французы и англичане. Артисты блистали на сцене в богатых тканях, прозрачных нарядах, шароварах, расшитых жемчугом тюрбанах…. Бусы, смелые сочетания цветов и поражающие воображение костюмы сделали Бакста знаменитостью не меньшей, чем выходящие на сцену артисты.
Художника приглашали на работу театры, а модницы выпрашивали его создать для них платье. Среди его клиенток были великая княгиня Елена Владимировна, французская актриса Ева Лавальер, танцовщица Ида Рубинштейн и маркиза Луиза Казати. Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, его театральные костюмы выставлялись в Лувре, а одна богатая дама и вовсе упросила Бакста стать художником крупного бала, который прошёл на площади Сан-Марко в Венеции в 1913 году. Тогда двести слуг облачили в одеяния по эскизам художника, и они в белых париках и расшитых жемчугом красных бархатных камзолах держали канделябры перед накрытыми на площади столами. Костюмы для других аристократов бала также шил Бакст.
Лев мечтал открыть свой дом моды, но не успел – в 1924 году он ушёл из жизни в возрасте 58 лет.
«Новатор и революционер»
Родион Зеленков, сотрудник музея истории Санкт-Петербурга:
«Лев Бакст – не только художник, иллюстратор и портретист, но и первый российский дизайнер с мировым именем.
С городом на Неве были связаны ранние годы его жизни. Здесь он состоялся как художник и непревзойдённый мастер своего дела.
Бакст родился в Гродно, а приезжая в Петербург, останавливался в квартире своего деда – известного петербургского портного и ценителя искусства, уважаемого человека в светских кругах. Дед долго жил в Париже, затем перебрался в столицу Российской империи. Его квартира на Невском проспекте была своего рода салоном, наполненным изящными произведениями искусства. Такая атмосфера не могла не повлиять на зарождение безупречного вкуса у будущего художника. В гостях у деда бывали и представители творческой элиты, в частности, друг семьи скульптор Марк Антакольский настоял на поступлении мальчика в Императорскую академию художеств.
Сложно выделить какого-то одного человека, которого можно было назвать наставником Бакста. На него оказали влияние как культурная среда, так и целый круг лиц, с которыми он общался и работал: Серов, Дягилев, Бенуа, Сомов.
Бакст – новатор и революционер в области театрального искусства. Ему удалось соединить разрозненные до той поры сферы, – саму постановку и декорацию. Он прекрасно чувствовал цвет, разбирался в его оттенках, умел с ним работать. Всё, что он делал, – было глотком свежего воздуха в мире театрального искусства, поэтому и вызывало такой ажиотаж в Европе. Францию – законодательницу моды – захлестнул стиль, созданный Бакстом, мода на восточную, сказочную роскошь и не только на театральной сцене, но и в одежде, интерьере.
С подачи «Русских сезонов» мода на русское искусство будет актуальна в Европе вплоть до 20-х годов XX века».
Полотна Бакста в коллекции Русского музея
Афиша для «Базара кукол» (1899 год. Картон, пастель)
Художник изобразил очаровательную девочку с куклой. Ребёнок готовится поцеловать маленького уродца, который должен превратиться в прекрасного принца.
«Ужин» (1902 год. Холст, масло)
Исследователи склоняются к тому, что на создание полотна Бакста вдохновила супруга его товарища, Анна Карловна Бенуа. Во время одного из вечеров художник сделал набросок экстравагантного туалета кокетки, а со временем из него появился и пленительный образ незнакомки в ресторане.
«Портрет Сергея Дягилевас няней» (1906 год. Холст, масло)
Искусствоведы считают этот портрет легендарного импресарио лучшим его изображением. Горделивая поза, немного приподнятые брови и оценивающий взгляд передают авторитарный характер Дягилева. Подчёркивает властность и самоуверенность вчерашнего провинциала няня, примостившаяся в углу.
«Древний ужас (Terror Antiquus)» (1908 год. Холст, масло)
Путешествие в Грецию вдохновило художника на создание этой картины. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять напору роковых природных стихий. Таким символичным образом художник передал апокалиптическое настроение своей эпохи.
«Осень (Ваза)» (1906 год. Бумага на холсте, гуашь, акварель)
Внимание зрителя привлекает обманчиво антропоморфная ваза на переднем плане. Но посмотрите внимательно – на заднем плане видны две скромные небольшие фигурки, идущие по разным дорожкам. Это автопортрет художника и его жены Любови Гриценко. Так мастер рассказал о перипетиях в личной жизни.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.