Судьба Ирины Мазуркевич - яркий пример, как много значит в жизни случай. Как же девочка из провинциального Мозыря стала знаменитой? Сыграла в культовых фильмах своего времени? Об этом накануне юбилея актриса рассказала SPB.AIF.RU.
- В детстве у меня постоянно были содраны коленки, - вспоминает народная артистка. - Наш большой дом состоял сплошь из коммуналок, и мы всё время проводили во дворе. Носились, как угорелые, а там - мостовая из булыжников. В этом же дворе иногда ставили спектакли, помню, я в «Золушке» играла принца. Однажды кто-то из старших сказал: «Тебе надо быть артисткой, учиться во ВГИКе. Ты так легко плачешь, смеешься…» Что такое ВГИК, я не знала, но когда в 8-м классе подружки собрались поступать в Горьковское театральное училище, упросила взять за компанию. Все удивлялись: «Куда ты едешь?». Действительно, я была невзрачная, не выговаривала Ш и Р. Но - приняли. Мне было 15 лет.
К Высоцкому была равнодушна
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Чудеса продолжились и дальше. Спустя год в училище заглянул ассистент режиссёра, снимавшего спортивную драму «Чудо с косичками», о судьбе Ольги Корбут. В итоге эта роль досталась вам. Кстати, а лично с легендарной гимнасткой вы не встречались?
Ирина Мазуркевич: - Встречалась, уже после выхода фильма. В одной из телепередач мне приготовили сюрприз - прямо во время эфира в студию вошла Ольга Корбут. Тогда она впервые за много лет приехала в Россию из Америки. Выяснилось, что в реальности мы не очень-то и похожи. Ольга оказалась на голову ниже меня, другая по характеру. Хотя судьбы наши пересеклись не только благодаря кино. Я ещё в Мозыре восемь лет занималась художественной гимнастикой. Старалась не пропускать ни одной тренировки. И когда на пробах показала шпагат, переворот, мостики - это сработало. Стало ясно, что многие упражнения в картине я смогу выполнить самостоятельно.
- Далее ещё один подарок судьбы - «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Там вашим партнёром был Владимир Высоцкий. Причём именно он выбрал вас из сотен претенденток.
- Когда начали сниматься, я ничего о нём не знала. Мало что мне говорили и имена артистов, с которыми предстояло работать: Золотухин, Петренко, Глузский, Табаков. Да и они оказались очень простыми. Высоцкий, например, сразу попросил называть его Володя.
Как-то он принёс две песни, которые сочинил для фильма - «Разбойничья» и «Купола»: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»… Спрашивал моё мнение. Честно говоря, я не могла по-настоящему оценить его творчество. Понять масштаб личности, дар большого поэта. Знаю только, что ему нужен был человек, который находился бы рядом и слушал.
- Но Высоцкий за вами серьёзно ухаживал, был влюблён, вы же оставались равнодушны. Почему?
- Может, потому, что он был уже зрелый, 37 лет, а мне исполнилось всего 17. Видела, что с его стороны есть мужской интерес, принимала ухаживания, но мне было совершенно всё равно. В его окружении это казалось необычным. Поклонницы рвали своего любимца на части, на спектакли, где он играл, билеты разлетались мгновенно. А я относилась к нему совершенно бескорыстно, ничего не требовала.
Думаю, он это чувствовал, поэтому у нас и сложились такие добрые, дружеские отношения. У меня сохранились некоторые его подарки, телеграммы, где написаны слова, адресованные только мне, стоит подпись Володи. Когда в Москве создавался музей Высоцкого, я сделала их ксерокопии, а оригиналы отдала туда. Потом даже некоторые мои друзья удивлялись, мол, зачем рассталась с подлинниками. Но у меня иной взгляд. Знаю, это было в моей жизни - и всё. Остальное не имеет значения.
Любовь с первого взгляда
- Зато когда встретили Анатолия Равиковича, не сомневались ни минуты, несмотря на то, что вам едва исполнилось 18, а он был старше на 21 год.
- В Равиковича влюбилась моментально. Сначала как в артиста. Тогда он играл каких-то древних старцев и так перевоплощался, что на сцене я его не узнала. Потом мы столкнулись в коридоре. Я увидела, какие у него на самом деле молодые, красивые глаза и… произошла та «химия», которую не выразишь словами. Знаю только одно - любовь с первого взгляда существует. Мы прожили вместе 30 лет и были счастливы.
Часто спрашивают, как уживались две яркие творческие личности. Но я всегда знала, что он талантливее, умнее. А он, как настоящий мужчина, во многом мне уступал, никогда не спорил по мелочам. Так что у нас просто не было почвы для выяснения отношений. Вообще не понимаю, как в семье можно завидовать успеху другого или комплексовать из-за неудач. Если это происходит, значит, люди не любят друг друга, а у нас любовь была. В 2008-м Толя написал книгу «Негероический герой», где правдиво рассказал о многом, в том числе наших отношениях. Я ему благодарна, это сразу сняло все вопросы и домыслы.
- В вашем репертуаре десятки ролей, в том числе в классических пьесах. А как относитесь к тому, что сегодня Островского, Чехова, Шекспира перекраивают до неузнаваемости?
- Считаю, что в театре крайне важны эмоции. Происходящее должно заставлять зрителя плакать или наоборот - вызывать смех, восторг. А в каких декорациях это происходит - вопрос вторичный. Недавно смотрела «Чайку» в постановке литовской труппы. Там разговаривали современным языком, но это выглядело очень убедительно. Также немцы ставили Чехова на сцене «Балтийского дома». Актёры были одеты в костюмы XXI века, однако это не вызывало никакого отторжения. Конечно, мат, секс на столе, голые тела не приемлю. Кроме недоумения и раздражения это ничего не вызывает. В театре и кино есть много других сильных средств, вызывающих у публики ответную реакцию. С удовольствием снималась, например, в фильме «Три сестры» Юрия Грымова. Там звучит музыка Pink Floyd и «Машины времени», говорят об Интернете, сайтах, в руках - мобильные телефоны. Сёстры - пенсионерки, «три старухи». При этом они всё равно остаются чеховскими героинями, погружёнными в мечты и иллюзии. Жизнь прожита, и их слова о любви звучат ещё драматичнее и глубже. Не случайно многие зрители признавались, что в таком прочтении эта знаменитая пьеса стала им понятнее и ближе.
Не жить «в стаде»
- Вы - звезда, но не видны на тусовках, заказных концертах. Почему?
- Во-первых, мне это не нужно, во-вторых, не хочу привлекать внимание. Артисты часто, особенно в шоу-бизнесе, специально будоражат публику, даже идут на провокации, чтобы подогреть к себе интерес. Такие шаги понятны: это и дополнительные средства, реклама. А может, им скучно жить? Мне - нет. Я люблю побыть дома, покопаться в земле. Уезжаю в отпуск и хочу скорее вернуться обратно на любимую дачу, пообщаться с внуками. Матвею уже 8, Еве 6, и мы большие друзья. Говорят: «У вас жизнь простого человека». Да, обыкновенного. Сама хожу по магазинам, готовлю, вожу машину - за рулём уже 32 года. Конечно, держу себя в форме, 2-3 раза в неделю обязательно хожу в бассейн. Мне хочется, чтобы зрители верили - в эту девушку, женщину можно влюбиться по-настоящему. А не обсуждали: «Как она разжирела…». Хотя - парадокс: полные артистки более востребованы, чем следящие за собой. Срабатывает стереотип: «О, она такая же полная, как я, и у неё все хорошо. Значит, и ко мне придёт удача».
- Внешне кажется, что ваша жизнь - сплошной успех, но она не всегда была безоблачной. В 1990-е вы остались без работы, даже пробовали заняться частным извозом. А как найти силы, чтобы переломить обстоятельства и обрести своё место в жизни?
- Наша страна перескочила из одной социальной формации в другую, а это всегда порождает несправедливость. Персонажей, которые ничего собой не представляют, эта пена вдруг вынесла на вершину, а многие специалисты наоборот - оказались не нужны. Но здесь надо отделять одно от другого. Я, например, не считаю, что все равны. У разных людей разные способности и потребности. Кто-то - лидер, а другой хочет, чтобы его не трогали и согласен жить «в стаде». Об этом хорошо сказал Булгаков: «Разруха в головах».
Знаете, я как-то играла в спектакле «Биография», где герою предлагалось изменить свою судьбу. У него спрашивали: «С какого момента начнём?» Но как он не пытался «отмотать плёнку назад», ничего не получалось. Всё равно возвращался к исходной точке. Так и в реальности. Ни я, подойдя к сегодняшнему дню, ни многие другие, думаю, ничего не стали бы менять. Потому что даже самые неудачные, тяжёлые моменты дают тот опыт, благодаря которому начинаешь больше ценить удачу, счастливые мгновения. Необходимо учиться видеть хорошее, получать удовольствие от жизни и не портить её другим. Правило несложное, просто надо его выполнять.
Смотрите также:
- Сергей Мигицко: «Делиться радостью - тяжелая штука» →
- Елизавета Боярская: «Семья и работа - главное» →
- Виктор Бычков: я не Кузьмич! →