Балабанов снял 21 фильм, самые известные - «Брат», «Брат-2», «Груз 200». Удивительно: его называли и русофобом и юдофобом одновременно. А также просто чернушным режиссёром. Все его фильмы будоражили и вызывали взаимоисключающие упрёки.
Баба-яга против
Сам режиссёр удивлялся: «Когда меня называют провокатором, я этого не понимаю. Просто снимаю фильмы, которые должны быть яркими. Мне самому скучно смотреть скучные фильмы, а тем более их снимать. Да и вообще это очень мелкая задача - сделать не так, как все, «Баба-яга против». Кто видел мои фильмы, должен был бы заметить, что я разные ощущения от жизни передаю».
У Алексея был дар извлекать из зрительской души мощные эмоции: от восторга и преклонения, до отвращения и омерзения. Кто-то считал его ура-патриотом, ведь ещё в смурные 90-е годы, когда люди массово уезжали за границу, герой «Брата» Данила Багров упрямо говорил: «Я Родину люблю!». Другие были уверены, что он проповедует едва ли не фашистские взгляды, ведь тот же Багров делился: «Я евреев не очень…», и «Америке вашей - кердык».
Конечно, герои картин и автор - не одно и то же, хоть Балабанов и утверждал: «Я про себя снимаю». И в интервью взглядов не скрывал: «Я много бывал за рубежом и всю Россию объездил. И знаю, что наши люди - лучше, чем «буржуи». Что будет с землёй русской в будущем - не знаю. Но это наша Родина, самая большая страна в мире, вот и всё. Много друзей уехало, но я здесь буду всегда жить».
Вдумчивые критики понимали, что в картинах Балабанова главным становится поиск морали в обществе, что роднит режиссёра с Достоевским.
Абсолютный одиночка, индивидуалист, Балабанов слышал Россию, чувствовал её и осмеливался передавать токи, которые исходят от страны, в том числе - жёсткие и страшные. Ну, а успех фильмов - аргумент,
опровергающий установку, что «мы снимаем дерьмо, потому что его хотят смотреть». Балабанов доказал, что люди готовы смотреть себе в лицо, как бы оно ни выглядело. Но, стоит повторить: не всем это нравилось. Вот если бы свои жёсткие истории он рассказывал не про нас, а про других… Или хоть соблюдал политкорректность. Но кредо режиссёра было чётким: Родину люблю, мерзости прошлого помню, думать по законам политкорректности не хочу, никаких потаённых смыслов в свои фильмы не вкладываю.
«Мне изливали душу»
Алексей был человеком закрытым, о себе рассказывал скупо. Родился в Свердловске в интеллигентной семье: отец был редактором на Свердловской киностудии, мать - директором Института курортологии. В 17 лет Алексей отправился учиться в Педагогический институт в Горький, на переводчика, стажировался в английском в Лондоне. Знание языка пригодилось во время службы в армии: как военный переводчик был в Афганистане, в Африке, на Ближнем Востоке - там, где наши продавали оружие. Потом оказался на флоте. С тех давних лет любимой одеждой Алексея стала тельняшка. В ней он появлялся и в Каннах, и в Венеции. С тех же пор - уважение к военному сословию и неприязнь - к гэбистам и милиции.
Демобилизовавшись, работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии, объехал Сибирь, Дальний Восток, Курильские острова, жил с ненцами: «Я с людьми пил водку, и они рассказывали очень много историй, душу изливали, как священнику. Сам жил интересно, но нехорошо». Закончив в Москве высшие курсы сценаристов и режиссёров, приехал в Ленинград, с которым оказалась связана вся дальнейшая жизнь. Здесь он женился на Наде Васильевой, блестящем художнике по костюмам, которая одевала героев всех его фильмов. В семье родился сын Пётр, потом в Петербург перебрался и сын от первого, свердловского брака Фёдор.
Последний фильм Балабанова «Я тоже хочу» рассказывает о том, как люди (музыкант, бандит, алкоголик со стариком-отцом и проститутка) отправляются к мистической Колокольне счастья «где-то между Петербургом и Угличем». На самом деле снимали полуразрушенную колокольню Христо-Рождественской церкви в Шексне. Колокольня может забрать туда, где нет страданий. По сути, в этой картине-притче Балабанов осмыслял проблему ухода человека из жизни. Он и сам сыграл эпизодическую роль «режиссёра, члена Европейской киноакадемии» (всё, как в жизни), которого не взяли «в рай». «Потому что плохие фильмы снимал», - комментировал Алексей.
Сам Алексей Балабанов умер верующим человеком: «Я был комсомольцем, изучал научный атеизм, в Господа не верил. А теперь - православный, крещёный. Вся страна пошла в церковь, это нормально, потому что русский человек обязательно должен во что-то верить. Вера может помочь. Вот храм - нет. Я однажды в пост пошёл в церковь, хотел исповедаться, причаститься. А мне священник сказал: «Пошёл вон».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.
Смотрите также:
- Две России Шукшина. О чём не говорил режиссёр и писатель в своих интервью →
- Алексей Балабанов: «Русский обязательно должен во что-то верить!» →
- Алексей Балабанов: "Русский обязательно должен во что-то верить!" →